«Свежее» учебное занятие: новый взгляд на привычное

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор О.Н. Головко1
Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Лей1
А.Г. Михайлова1, 2
Кандидат искусствоведения, доцент Т.В. Смирнова1
1Севастопольский государственный университет, Севастополь
2Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище им. П.С. Нахимова, Севастополь

Цель исследования – рассмотрение путей организации новой формы учебного занятия – «свежего» занятия на открытом воздухе.
Методика и организация исследования. В статье рассмотрены прообразы «свежих» учебных занятий в истории педагогики и образования, раскрыты современные методические аспекты отечественного и зарубежного опыта по организации обучения на открытом воздухе, представлено эмпирическое исследование.
Результаты исследования и выводы. Раскрыто значение «свежих» учебных занятий для здоровьесбережения обучающихся в условиях наблюдающейся пандемии, рассмотрена организация учебного занятия на открытом воздухе, представлены результаты опроса студентов и преподавателей университета, свидетельствующие о значимости «свежих» учебных занятий в образовательном процессе. Научная новизна: обоснована новая форма организации обучения – «свежее» учебное занятие». Практическая значимость: предложены практические рекомендации по организации учебных занятий на открытом воздухе.

Ключевые слова: «свежее» учебное занятие, природосообразность, здоровьесбережение, эпидемиологическая ситуация.

Литература

  1. Алексеев С.В. Асимметричная интеграция безопасности, экологии и здоровья человека как механизм становления образования для устойчивого развития // Человек и образование. 2015. № 1. С. 58–62.
  2. Головко О.Н., Лей В.А. Педагогическая подготовка студентов инженерно-экологического профиля: монография. Севастополь: СевНТУ, 2014. 215 с.
  3. Головко О.Н., Сало В.А. Пути повышения экологической направленности школьного физического образования // Физика в школе. 2017. № 5. С. 29–33.
  4. Дорожная карта осуществления Глобальной программы действий по образо­ванию в интересах устойчивого развития // ЮНЕСКО. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002305/230514r.pdf.
  5. Идеи устойчивого развития в школе: отечественный и зарубежный опыт адаптации идей устойчивого развития к предметным областям общего образования: монография / под ред. А.Н. Захлебного, Е.Н. Дзятковской. М.: Центр «Образование и экология». 2017. 172 с.
  6. Лей В.А. «Свежий» урок как здоровьесберегающая форма организации обучения // Добродеевские чтения – 2018: Сборник научных трудов II Международной НПК. – 18-19 октября 2018 г. М.: ИИУ МГОУ. С. 226–227.
  7. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1982. 206 с.
  8. Тайлакова Е.А. Воспитание экологической культуры детей и молодежи в Финляндии и Швеции // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. № 3. С. 1398–1402.
  9. Тюмасева З.И. Лучшие практики экологического образования в интересах устойчивого развития: монография / под общей ред. С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного. СПб.: СПб АППО; М., 2018. 208 с.
  10. Экологическое образование в интересах устойчивого развития. Педагогический поиск: сб. науч.-практ. тр. / под ред. Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного. М.: Центр «Образование и экология», 2016. 104 с.