Тактико-техническая подготовка юных спортсменов игровых видов спорта и единоборств на основе условий сложнокоординационной направленности и минимальных ситуаций

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Козин1
Кандидат педагогически наук А.В. Салугин2
Доцент Ф.В. Салугин3
М.В. Герасимов4
1Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Омск
2СОБР «Каскад» Управления Росгвардии по Омской области, Омск
3Омский государственный медицинский университет, Омск
4Институт экономики и управления, Тула

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить методику подготовки юных спортсменов игровых видов спорта и единоборств на основе формирования умений систематизировать минимальные ситуации тренировочной и соревновательной деятельности в условиях сложнокоординационной направленности.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 180 спортсменов 12-14 лет (баскетболисты, хоккеисты, кикбоксеры), находящихся на тренировочном этапе спортивной подготовки. Нормирование нагрузки и видов деятельности в контрольной группе происходило по требованиям Федерального стандарта спортивной подготовки по видам спорта.
Результаты исследования и выводы. Обучение спортсменов с последовательной систематизацией минимальных ситуаций позволяет повышать средние показатели качественного выполнения одиночных приемов правой рукой (9,2±0,2, при р<0,05), левой рукой (8,8±0,3, при р<0,05), правой ногой (8,5±0,1, при р<0,05), левой ногой (9,1±0,2, при р<0,05), повышения точности выполнения приемов (9,6±0,1, при р<0,05), а также возвращения спортсмена в исходное положение после выполнения приема (0,3±0,07, при р<0,05).
Моделирование содержания минимальных ситуаций положительно влияет на качество тактико-технических действий спортсменов и развитие способностей к систематизации и быстроте решения двигательных задач в условиях соревнования.

Ключевые слова: тактика, техника, моделирование, минимальные ситуации, координация, визуализация.

Литература

  1. Донской Д.Д., Дмитриев С.В. Психосемантические механизмы управления двигательными действиями человека // Теория и практика физ. культуры. 1999. № 9. С. 2–6.
  2. Козин В.В., Зыков А.В. Обучение согласованности технико-тактических действий хоккеистов 11-13 лет с учетом принципов ситуационного подхода // Теория и практика физ. культуры. 2015. № 3. С. 66–68.
  3. Макаров Ю.М. Концепция формирования игровой деятельности в спортивных играх // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 7. С. 78–83.
  4. Салугин А.В., Козин В.В. Особенности систематизации минимальных ситуаций противоборств юными кикбоксерами // Теория и практика физ. культуры. 020. № 6. С. 90.
  5. Теоретическое обоснование введения в научно-методический обиход спортивных игр понятия «ситуационная техника» / Е.Р. Яхонтов [и др.] // Научно-педагогические школы университета: научные труды: ежегодник. 2016. С. 26–36.