Музейные технологии в спортивно-оздоровительных лагерях: возможности и проблемы реализации

ˑ: 

Доктор культурологии, профессор А.Ю. Тихонова1
Е.С. Ивасева1
Кандидат исторических наук, докторант Е.А. Истягина-Елисеева1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Цель исследования – анализ возможностей реализации музейных технологий в спортивно-оздоровительных лагерях.
Методика и организация исследования. В рамках изучения организовано анкетирование детей, находящихся в лагерях, а также педагогов, работающих с ними, и музейных сотрудников. Для выявления потенциала применения в культурно-образовательной деятельности лагерей музейных технологий проведен их пилотный анализ.
Результаты исследования и выводы. Анкетирование школьников, вожатых и педагогов, музейных сотрудников подтвердило: во-первых, музеи активно работают с лагерями, используя разнообразные формы взаимодействия, но редко включают в эту работу спортивную тематику; во-вторых, школьники и педагоги являются пассивными потребителями услуг музеев, не проявляют инициативы в выборе формы проведения музейного занятия и его содержания; в-третьих, все участники указанного взаимодействия понимают важность изучения истории спорта и знают о возможностях использования музейных технологий в этом направлении. Было подтверждено, что музейные технологии возможно использовать в спортивно-оздоровительном лагере после организации мини-музея, посвященного спорту; необходимо актуализировать создание спортивных выставок в музеях и привлекать к их организации будущих спортсменов; перспективно использовать музейные технологии в лагерях при ознакомлении с историей спорта, с судьбами выдающихся спортсменов, с национальными видами спорта для повышения мотивации к улучшению спортивных достижений.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительный лагерь, музейные технологии, школьный возраст.

Литература

  1. Барышникова Г.Б. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере. Настольная книга вожатого / Г.Б. Барышникова. – М.: Академия развития, 2007. – 192 с.
  2. Григоренко Ю.Н. КИПАРИС. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе / Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 224 с.
  3. Даньшов С.Н. Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе приобщения к традициям казачества Южного Урала: дис. … канд. пед. наук / С.Н. Даньшов. – Оренбург, 2006. – 195 с.
  4. Заскалкин И.В. Психолого-педагогические условия развития начальной военно-профессиональной подготовки учащихся в оборонно-спортивном оздоровительном лагере: дис. … канд. пед. наук / И.В. Заскалкин. – Воронеж, 2002. – 174 с.
  5. Костюнина Л.И. Концепция сохранения спортивно-исторического наследия региона как средство развития человеческого ресурса / Л.И. Костюнина, А.Ю. Тихонова, И.Н. Тимошина // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 2. – С. 6-7.
  6. Мазов Н.Ю. Спорт как социокультурное явление: автореф. дис. … докт. филос. Наук / Н.Ю. Мазов. – Уфа, 2009. – 39 с.
  7. Нистратова О.Е. Программно-методические основы физического воспитания детей 8-10 лет в школьном оздоровительном лагере: дис. … канд. пед. наук / О.Е. Нистратова. – Великие Луки, 2002. – 147 с.
  8. Панченко А.С. Интенсификация процесса физкультурно-оздоровительной работы с учащимися 10-15 лет в учреждениях детского отдыха и оздоровления: дис. … канд. пед. наук / А.С. Панченко. – Краснодар, 2006. – 176 с.
  9. Хворонова Г.В. Спортивная ориентация детей в условиях летнего оздоровительного лагеря: дис. … канд. пед. наук / Г.В. Хворонова. – М., 2015. – 164 с.
  10. Янин Ю.Б. Содержание и методика подготовки учащихся в области спортивного ориентирования в условиях летнего полевого лагеря: дис. … канд. пед. наук / Ю.Б. Янин. – Сходня, 2001. – 125 с.