Обоснование системообразующего принципа новой парадигмы спортивной подготовки

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент Л.И. Костюнина1
Доктор педагогических наук, профессор И.Н. Тимошина1
Кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Илькин1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Цель исследования – представить теоретико-методологическое обоснование системообразующего принципа спортивной подготовки.
Методика и организация исследования. В ходе эксперимента проведены анализ и обобщение теоретико-эмпирического материала. С опорой на системные концепции двигательной активности, результаты собственных многолетних исследований обоснован системообразующий принцип спортивной подготовки.
Результаты исследования и их обсуждение. Эффективность спортивной подготовки определяется совокупностью факторов тренировочной и внетренировочной деятельности, реализуемых с учетом специфических педагогических принципов. В ходе исследования представлено теоретико-методологическое обоснование системообразующего принципа тренировки с учетом содержания современной парадигмы спортивной подготовки на основе обеспечения единства и согласованности процессов реализации двигательного и интеллектуального потенциала спортсмена. Новый принцип спортивной подготовки обеспечивает возможность интегрированного использования интеллектуального и двигательного потенциала спортсмена, характеризуется всеобщностью и распространяется на все аспекты тренировочной и соревновательной деятельности, является предписанием (установкой) к организации эффективного тренировочного процесса.

Ключевые слова: спортивная подготовка, педагогические принципы, системообразующий принцип, факторы, системные концепции.

Литература

  1. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: избранные труды / П.К. Анохин. – М.: Наука, 1978. – 399 с.
  2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.
  3. Бернштейн Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. – М.: Медицина, 1947. – 315 с.
  4. Зинченко В.П. Функциональная структура исполнительных (перцептивно-моторных) действий / В.П. Зинченко // Эргономика: труды ВНИИТЭ. – 1978. № 16. – С. 7-40.
  5. Костюнина Л.И. Теоретико-методологические подходы к обес­печению согласованности двигательной и интеллектуальной деятельности в процессе спортивной подготовки: монография / Л.И. Костюнина. – Ульяновск, 2020. – 228 с.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.: избранные психологические произведения: в 2-х т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика. – 1983. – Т. 2. – С. 159-165.
  7. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / П.Ф. Лесгафт; под ред. М.П. Ивановой. – М.: Воронеж, 1998. – 416 с.
  8. Сериков В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: монография / В.В. Сериков. – Волгоград: Перемена, 1994. – 152 с.