Обоснование понятий «функциональное состояние» и «функциональная подготовленность» в контексте профессиональной деятельности

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.Ю. Степанов1
Кандидат педагогических наук, доцент М.Б. Саламатов2
Кандидат педагогических наук, профессор А.Н. Шарипов3
1Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, Чайковский
2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
3Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь

Цель исследования – определение понятий «функциональное состояние», «функциональная подготовленность», «конституциональные особенности» и методики их оценки, применительно к потребностям профессиональной подготовки.
Методика исследования. В рамках исследоввания проводился теоретический анализ специальной литературы и практики оценки состояний организма человека.
Результаты исследования и выводы. С позиций деятельностного, системно-конституционального подхода рассмотрены содержательные характеристики определений: двигательная деятельность, двигательные способности, функциональное состояние и функциональная подготовленность, применительно к специфике профессиональной деятельности. Однозначное определение и разведение понятий «функциональное состояние», «функциональная подготовленность», так называемая «кондиция» и «конституциональные особенности» могут существенно улучшить проблемную ситуацию, снизив уровень изначально свойственных им противоречий в плане профессионально-прикладной физической подготовки к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: деятельностный, системно-конституциональный подход, двигательные способности, функциональное состояние, функциональная подготовленность.

Литература

  1. Антамонов Ю.Т. Моделирование биологических систем. Справочник. – Киев: Наукова думка, 1977. – 260 с.
  2. Демин И.В. Методики оценки конституциональных особенностей и характеристик функционального состояния организма спортсменов. Методические рекомендации. / И.В. Демин, М. Ю. Степанов. – Чайковский: ЧГИФК, 2018. – 46 с.
  3. Демин И.В. Методики особенностей и характеристик функционального состояния организма спортсменов. Методические рекомендации. / И.В. Демин, М.Ю. Степанов. – Чайковский: ЧГИФК, 2021. – 20 с.
  4. Дружинин В.В. Системотехника / В.В. Дружинин, Д.С. Конторов. – М.: Радио и связь, 1985. – 230 с.
  5. Леонова А.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности / А.И. Леонова, В.И. Медведев. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 110 с.
  6. Мороз А.И. Курс теории систем: учеб. пособие для вузов по спец. «Прикладная математика» / Мороз А.И. – М.: Высш. шк., 1987. – 304 с.
  7. Рембеза А.И. Надежность и эффективность в технике / А.И. Рембеза // Справочник: В 10 т. Т. 1: Методология. Организация. Терминология. – М.: Машиностроение, 1986. – 224 с.
  8. Хрисанфова Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. – Изд-во МГУ. – 1990.