Возрастная динамика когнитивных способностей на этапах многолетней подготовки спортсменов-ориентировщиков

Доктор педагогических наук, профессор, ректор Г.Н. Грец1
Кандидат педагогических наук, доцент Д.С. Якушев1
1Смоленский государственный университет спорта, Смоленск

Цель исследования – установить закономерности возрастной динамики когнитивных способностей на этапах многолетней подготовки спортсменов-ориентировщиков.
Методика и организация исследования. Изучение проводилось в 2018-2021 гг. в центрах спортивного ориентирования России таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Псков, Орел, Брянск, Смоленск, Курск, Тула, Рязань, Калининград. Исследование возрастной динамики психических процессов спортсменов-ориентировщиков осуществлялось с помощью тестов, обоснованных в своих работах Ю.С. Вороновым, 2018 г. Исследования предусматривали оценку наглядно-образной и оперативной памяти и мышления.
Результаты исследования и выводы. Анализ возрастной динамики психических процессов на этапах многолетней подготовки спортсменов-ориентировщиков позволил определить, что наиболее существенные приросты показателей наглядно-образной памяти и оперативной памяти отмечаются после завершения этапа начальной подготовки и перехода на этап спортивной специализации, а наглядно-образного и оперативного мышления – на этапе совершенствования спортивного мастерства. Такая закономерность данных обуславливается направленностью тренировочного процесса, которая требует от спортсмена проявления высокого уровня интеллектуальных способностей на протяжении всех этапов подготовки, обеспечивающих эффективное решение соревновательных задач и достижение высоких спортивных результатов.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, многолетняя подготовка, возрастная периодизация, психические процессы, когнитивные способности, спортивный результат.

Литература

  1. Бирюкова Е.А. Технологии биоуправления в оптимизации двигательно-когнитивных возможностей спортсменов-ориентировщиков / Е.А. Бирюкова, С.В. Погодина, Э.Р. Джелдубаева и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 11. – С. 47-49.
  2. Брайцева В.А. Анализ состояния и проблем повышения эффективности технико-тактических действий спортсменов, специализирующихся в ориентировании бегом, в стандартных ситуациях / В.А. Брайцева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 10 (128). – С. 28-32.
  3. Воронов Ю.С. Основы интеллектуальной подготовки в спортивном ориентировании / Ю.С. Воронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2018. – № 9 (163). – С. 63–67.
  4. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования, морфобиомеханический подход: научно-методическое пособие / В.П. Губа. – М.: Советский спорт, 2012. – 383 с.
  5. Стеблецов Е.А. Спортивно-оздоровительный туризм и спортивное ориентирование: учебное пособие для вузов / Е.А. Стеблецов, Ю.С. Воронов, В.В. Севастьянов. – М.: Юрайт, 2020. – 195 с.
  6. Трифоненкова Т.А. Отбор и подготовка в спортивном ориентировании / Т.А. Трифоненкова, Т.Н. Поборончук, Т.А. Мартиросова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 5 (195). – С. 382-387.
  7. Чешихина В.В. Современная система подготовки в спортивном ориентировании: монография / В.В. Чешихина. – М.: Советский спорт, 2006. – 231 с.
  8. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта спортивное ориентирование. Утвержден Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 20 ноября 2014 года № 930. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420238265.
  9. Якушев Д.С. Информативные показатели отбора детей в группы начальной подготовки по спортивному ориентированию / Д.С. Якушев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2020. – №6. – С. 30-32.