Развитие мотивации к спортивной деятельности детей в подростковом возрасте

Кандидат педагогических наук А.А. Ветренко
Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, Ишим

Цель исследования – выявить организационно-педагогические условия, способствующие развитию мотивации и устойчивого интереса обучающихся к занятиям спортом в учреждениях дополнительного образования.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился в период с сентября 2018 г. по июнь 2019 г. В качестве экспериментальной группы были взяты дети 10-14-летнего возраста группы начальной подготовки, занимающиеся спортивной деятельностью. Для исследования степени важности различных причин, которые побуждали и побуждают юных спортсменов продолжать заниматься выбранным им видом спорта, использовалась методика В.И. Тропникова.
Результаты исследования и выводы. Исследование мотивации обучающихся к занятиям спортом и регулярная периодическая оценка ее состояния, с выявлением специфических особенностей, позволили обеспечить положительное развитие мотивации для успешной спортивной деятельности, что впоследствии будет оказывать непосредственное влияние в целом на отношение к занятиям физической культурой и спортом в более старшем возрасте.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, спортивная мотивация, подростковый возраст.

Литература

  1. Андреева А.Н. Особенности мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом. // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности. Тезисы докладов научно-практической конференции. – Новосибирск, 1985. – С. 60-61.
  2. Бабушкин Г.Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. – СибГАФК. – Омск, 2000. – 179 с.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
  4. Пилоян Р.А. Способы формирования мотивации спортивной деятельности. – М, 1988. – 28 с.
  5. Суслов Ф.П. Проблемы детско-юношеского спорта на современном этапе его развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – №. 3. – С. 2-6.
  6. Тропников В.И. Структура и динамика мотивов спортивной деятельности (на примере тяжелой атлетики, бокса и гандбола): автореф. дис. … канд. пед. наук / В.И. Тропников. – ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1989. – С. 14.
  7. Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: дисс. … канд. психол. Наук / А.В. Шаболтас. – СПб., 1998. – 184 с.
  8. Яхин И.Ф. О проблемах сохранения устойчивого интереса учащихся в дополнительном образовании / И.Ф. Яхин // В сборнике: V Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности. Сб. статей участников Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Казань, 2020. – С. 517-521.