Моделирование – основа для выявления тенденций, подходов, условий прогнозирования уровня спортивного достижения

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Т.В. Скобликова1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Скриплева1, 2
1Юго-Западный государственный университет, Курск
2Курская государственная сельскохозяйственная академия им. И.И. Иванова

Цель исследования – определить и обосновать моделирование как основу для выявления тенденций, подходов, условий прогнозирования уровня спортивного достижения.
Методика и организация исследования. При проведении научного исследования использовались: метод системного анализа; методы конструирования, моделирования; изучение и обобщение международного и российского инновационного опыта. С их помощью были исследованы условия моделирования системы подготовки спортсменов в рамках спортивной теории результативности.
Результаты исследования и выводы. Современные тенденции подготовки спортсменов характеризуются высокой изменчивостью многоаспектных условий этого процесса. Определение системы факторов и их конструирование в виде модели наиболее полно позволяют стратегировать и конкретизировать успешность в спорте. С этой целью используется положения философии экспертного моделирования спортивных достижений, обеспечивающих обоснование спортивных достижений как социокультурного явления. Данный подход к исследуемому феномену позволяет уточнить его место в общей теории спорта. Исходя из теоретико-методологических установок, спортивные достижения рассматриваются как целостный полимодальный объект. Иерархический кластерный анализ позволил выявить трехуровневую структуру. Моделирование предполагает выявление закономерных взаимосвязей и взаимообусловленностей, определение коэффициента влияния каждого компонента как в одноуровневом, так и в межуровневых характеристиках. Для каждого вида спорта разработка модели имеет свои специфические модельные характеристики, отражающие специфику того или иного вида спорта.

Ключевые слова: моделирование, спорт, спортивные достижения, модельные характеристики, результативность в спорте.

Литература

  1. Баранов В.А. Спорт высших достижений: социологический анализ миссии и потенциала спорта / В.А. Баранов, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 3. – С. 3-5.
  2. Боян Й. Философия экспертного моделирования спортивных достижений атлетов-профессионалов / Й. Боян, В. Янез, Т.В. Скобликова // Культура физическая и здоровье. – 2012. – № 6 (42). – С. 6-9.
  3. Курамшин Ю.Ф. Интеграция знаний о рекордных спортивных достижениях: методология, основные тенденции / Ю.Ф. Курамшин // Теория и практика физ. культуры. – 2006. – № 10. – С. 39-41.
  4. Лубышева Л.И. Концепция спортизации: культурологический вектор развития / Лубышева Л.И. // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 6. – С. 99.
  5. Лубышева Л.И. «Теория и практика физической культуры» – информационно-аналитический ресурс спортивной науки / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 11. – С. 3-5.
  6. Лубышева Л.И. Компетентность современного тренера – запас «профессиональной прочности» / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 8. – С. 97.
  7. Лубышева Л.И. Подготовка спортивных кадров: широкий профессионал или узкий специалист? / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. 2020. – № 9. – С. 95.
  8. Мальцев Г.С. Современные тенденции планирования спортивной подготовки в единоборствах / Г.С. Мальцев, Ф.Х. Зекрин, А.Ф. Зекрин // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 3. – С. 12-14.
  9. Технология индивидуализации подготовки квалифицированных спортсменок: теоретико-методические аспекты: монография / Е.П. Врублевский, С.В. Севдалев, А.Г. Нарскин, М.С. Кожедуб. – Гомель: Изд-во Гомельск. гос. ун-та им. Ф. Скорины, 2016. – 223 с.