Эффективность учебных занятий по волейболу для повышения физической подготовленности девушек в условиях северного вуза

Е.И. Саввинова1
А.В. Филиппов1
Кандидат педагогических наук, доцент Ц.К. Гармаев1
1Институт физической культуры и спорта Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Цель исследования – экспериментально доказать эффективность учебных занятий по волейболу для повышения физической подготовленности девушек в условиях северного вуза.
Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась с сентября 2017 г. по май 2019 г. на базе Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова на кафедре физического воспитания. От общего числа первокурсников, поступивших в 2017 г. в количестве 2170 человек, в основную медицинскую группу распределены 66%. В 2018 г. этот показатель составил 61% из 2299 студентов. В эксперименте участвовали 32 студентки-первокурсницы нефизкультурных специальностей Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, отобранные в основную медицинскую группу. Участницы сдавали контрольные нормативы в сентябре 2017 г. (до эксперимента) и в мае 2019 г. (после эксперимента). Занятия в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах проводились 2 раза в неделю по 90 мин.
В КГ занятия по физической культуре проводились по общепринятой учебной программе. В ЭГ программа занятий включала различные упражнения, применяемые в методике обучения игре в волейбол.
Результаты исследования и выводы. Результаты экспериментальной работы продемонстрировали улучшение показателей физической подготовленности у ЭГ по сравнению с КГ. Общий прирост показателей физической подготовленности в ЭГ составил 60,24%, в КГ – 31,95%.
Таким образом, волейбол – это не только вид спорта, способствующий достижению высоких спортивных показателей, но и одно из эффективных средств развития физических качеств студентов, необходимых им в своей будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: студенты, девушки, физическая подготовленность, волейбол, организационно-методические средства, занятия физической культурой и спортом, основная медицинская группа.

Литература

  1. Астахова М.В. Волейбол: учебно-метод. пособие по дисциплине «Физическая культура (элективный курс)» для студентов очной и заочной форм обучения по всем направлениям подготовки бакалавров / М.В. Астахова, В.Ф. Стрельченко, Д.П. Крахмалев. – Пятигорск: СКФУ, 2014. – 114 с.
  2. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 1995. – № 4. – С. 2-7.
  3. Валкина Н.В. Теория и методика проведения тестов для определения уровня физической подготовленности студентов, занимающихся физической культурой и спортом [Электронный ресурс]: метод. пособие / Н.В. Валкина, Н.С. Григорьева, С.Н. Башкайкина. – Электрон. Текстовые данные. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2015. – 59 c.
  4. Сентизова М.И. Повышение эффективности физического воспитания в вузе на основе анализа результатов физической подготовленности студентов-первокурсников / М.И. Сентизова, А.В. Гурьева, Е.И. Саввинова, А.Г. Барахсина // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 7. – С. 15-17.