Отношение студентов к занятиям физической культурой в аспекте социологического анализа

Д.А. Блинов1
Доктор педагогических наук, профессор Г.В. Барчукова2
1Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации, Москва
2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Цель исследования – определение отношения студентов высших учебных заведений к физическому воспитанию и занятиям физической культурой на основе социологического анализа.
Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности МГИМО (У) МИД России г. Москвы с февраля по март 2020 г. В социологическом опросе приняло участие 120 студентов 1-го курса МГИМО, основного учебного отделения, в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт», из них 61 юноша и 59 девушек.
Результаты исследования и выводы. Большинство опрошенных студентов считают, что хорошая физическая подготовленность имеет существенное значение для жизнедеятельности, так как ее оптимальный уровень развития является одним из условий сохранения и укрепления здоровья, психофизического состояния и она должна быть направлена на установление оптимальных соотношений двигательных, психофизиологических и психомоторных компонентов готовности к стрессовым условиям учебной деятельности. Повысить уровень физической подготовленности к действиям в стрессовых условиях учебной деятельности позволят специальные физические упражнения.
Основными особенностями применения специальных физических упражнений в подготовке к действиям в стрессовых условиях учебной деятельности являются: формирование базовых резервов организма для развития психофизиологических качеств; формирование механизмов адаптации ведущих физиологических, психических и двигательных функций, функциональных образований.
Авторами рекомендуется включение в самостоятельные занятия физических упражнений из разделов «Спортивные игры»; «Гимнастика»; «Лёгкая атлетика»; «Плавание» с использованием принципа вариативности двигательных действий, так как. они будут способствовать повышению эффективности учебных занятий и помогут развить способность студентов к быстрому принятию решений в стремительно меняющихся стрессовых ситуациях учебной деятельности.

Ключевые слова: физическое воспитание в вузе, физическая подготовка и подготовленность студентов, самостоятельные занятия физическими упражнениями, учебная деятельность студентов.

Литература

  1. Барчукова Г.В. Сравнительный анализ физической подготовленности студенток Ирака и России / Г.В. Барчукова, Е.Е. Жигун, С.М. Гадри Назик // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2018 – № 4. – С. 69- 72.
  2. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2007. – 366 с., ил.
  3. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник / А.М. Максименко. – М.: Изд-во «Физическая культура», 2005. – 533 с.
  4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с., ил.
  5. Рябинина С.К. Настольный теннис в системе физического воспитания студенток технического вуза: дис. ... канд. пед. наук / С.К. Рябинина. – Красноярск, 2004. – 135 с., ил.
  6. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с.