Особенности мотивации к занятиям физической культурой курсантов образовательных организаций

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Третьяков1
Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Рыльский1
Кандидат педагогических наук, доцент Г.И. Пашкова1
М.С. Филатов1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

Цель исследования – выявить мотивы к занятиям спортивно-оздо­ро­ви­те­ль­ной деятельностью у курсантов образовательного учреждения МВД России.
Методика и организация исследования. Для определения мотивов физкультурно-спортивной деятельности у курсантов Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина были использованы психодиагностические опросники (методики). Опрос проводился среди курсантов 1-го года обучения после 3 месяцев их обучения в институте. В опросе приняло участие 160 человек (100 юношей и 60 девушек).
Результаты исследования и выводы. Результаты опроса девушек дают возможность выделить 3 вида мотивов по их выраженности. Ярко выражен мотив социального самоутверждения (19,1±1,8 балла), который указывает на стремление девушек проявить себя. Выражается в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, оценки знакомыми, окружающими результатов деятельности. Выраженность к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью у юношей отражается в социальном самоутверждении (18,2±1,1 балла) и социально-эмоциональном мотиве (18,4±1,2 балла). Явное преимущество данных мотивов указывает на то, что юноши в большей степени эмоционально проявляют себя в физкультурно-спортивной деятельности и как сильные представителя пола самоутверждаются в данном роде деятельности.
Результаты опроса определения мотивов достижения успеха и избегания неудач показали, что большая часть курсантов, как девушек (29), так и юношей (48), боятся неудач. Они готовы действовать только для того, чтобы избежать получения негативной оценки от окружающих. Среди опрошенных также были курсанты, которые имеют мотивацию к достижению успеха.
При исследовании мотивации к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью следует учитывать взаимообусловленность и зависимость мотивов от внешних факторов и внутренних установок обучающихся.

Ключевые слова: физическая подготовка, физкультурно-спортивная деятельность, курсанты, мотивация, образовательная среда.

Литература

  1. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов,  Б.И. Мартьянов. – М.: Издат. центр «Академия», 2003. – 288 с.
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
  3. Кондаков В.Л. Коррекция нарушений суставно-связочного аппарата студентов специальных медицинских групп средствами оздоровительного плавания / В.Л. Кондаков, В.В. Дрогомерецкий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 12 (82). – С. 83-86.
  4. Кузьмин М.А. Мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта / М.А. Кузьмин  // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 2 (84). – С. 84-89.
  5. Малахова О.Ю. Роль рефлексивно-образовательной среды в профессионально-личностном самоопределении студента вуза / О.Ю. Малахова // Образование и общество. – 2015. – Т. 1. – №  90. – С. 87-91.
  6. Полетаев В.В. Особенности здорового образа жизни современного студента / В.В. Полетаев  // Оптимизация учебно-тренировочного процесса: тез. докл. VI Всерос. науч.-практ. конф. – Н. Новгород: ННГУ, 2007. – С. 109-111.
  7. Стешенко В.В. Проблемы и условия формирования у студентов мотивационной направленности на здоровый образ жизни / В.В. Стешенко,  И.Ф. Нагайцева // Физическая культура и спорт учащейся молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: сб. науч. тр. VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. – С. 172-174.