Темпы физического развития и подготовленности детей как маркеры эффективности двигательной активности

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор биологических наук Т.Ф. Абрамова1
Кандидат педагогических наук Т.М. Никитина1
А.В. Полфунтикова1
Д.Н. Пухов2
1Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва
2Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

Цель исследования – определить уровень и темпы физического развития и подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве маркеров эффективности двигательной активности.
Методика и организация исследования. Обследовано 365 мальчиков 6-10 лет с различной двигательной активностью: 150 детей, не занимающихся спортом (далее – НЗ); 106 футболистов и 109 борцов со стажем занятий от 8 месяцев до 1,5 года. Количество детей в возрастных группах: среди детей, не занимающихся спортом, – от 25 до 39 человек; среди футболистов – от 20 до 27 человек, среди борцов – от 20 до 29 человек. Обследования проводились при согласии родителей.
Программа тестирования сформирована с учетом актуальных показателей нормативов ГТО и оценки физического развития и подготовленности в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах.
В ходе исследования применялись методы: антропометрия, калиперометрия, физиометрия, пульсометрия, педагогические, графический анализ.
Результаты исследования и выводы. На основании сравнительного анализа уровня и темпов физического развития и подготовленности выявлены физические качества, развитие которых не находит должного внимания в программах физического воспитания, что касается кистевой силы и гибкости на всем рассматриваемом возрастном периоде, в меньшей мере – силы ног и ловкости (в период от 9 до 10 лет). Программы спортивной подготовки требуют повышения внимания к развитию гибкости, в футбольной подготовке – усиления внимания к развитию кистевой силы как показателя общей физической подготовленности в период 7-9 лет.

Ключевые слова: физическая подготовленность, физическое развитие, борцы, футболисты, не занимающиеся спортом, 6-10 лет, темпы развития.

Литература

  1. Абрамова Т.Ф. Лабильные компоненты массы тела – критерии общей физической подготовленности и контроля текущей и долговременной адаптации к тренировочным нагрузкам: методические рекомендации / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, Н.И. Кочеткова. – М.: ООО «Скайпринт», 2013. – 132 с.
  2. Абрамова Т.Ф. Влияние систематических занятий спортом на физическое развитие и физическую подготовленность детей 6-10 лет / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, А.В. Полфунтикова и др. // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. – 2019. – № 3. – С. 5-14.
  3. Бальсевич В.К. Онтокинезиологя человека / В.К. Бальсевич. – М.:  «Теория и практика физической культуры», 2000. – 275 с.
  4. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: «Просвещение», 2004. – 56 с.
  5. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы / под ред. Г.Н. Сердюковской. – М., 1995. – 142 с.
  6. Приказ Минcпорта России от 12.02.2019 № 90 «Об утверждении государственых требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ”Готов к труду и обороне”» (ГТО) [Электронный ресурс] URL: https://minjust.consultant.ru/documents/ 42248?items =1&page=5 (дата обращения - 05.02.2020).
  7. Романовский Ю.М. Что такое математическая биофизика / Ю.М. Романовский, Н.В. Степанова, Д.С. Чернавский. – М.: «Просвещение», 1971. – 136 с.
  8. Федеральные стандарты спортивной подготовки [Электронный ресурс] URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/5502/ (дата обращения – 07.02.2020).
  9. Хвацкая Е.Е. Проблема ранней специализации (профессионализации) / Е.Е. Хвацкая, Н.Е. Латышева // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Психолого-педагогические науки». – 2015. – Вып. 1. – С. 194-200.