Роль ранней физической активности в формировании интеллекта детей на разных этапах онтогенеза

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент В.С. Меренкова1
Доктор биологических наук, профессор Е.И. Николаева1, 2
1Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец
2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Цель исследования – осуществить теоретический анализ роли физической активности в формировании когнитивных функций детей на разных этапах онтогенеза: от рождения до подросткового возраста.
Методика и организация исследования. Был выполнен теоретический анализ источников литературы российских и зарубежных исследователей.
Результаты исследования и выводы. При рассмотрении исследований внутренней картины здоровья детей и их родителей обращается внимание на то, что весьма часто родители, прикладывая усилия к повышению физической активности ребенка, не имеют возможности также активно заниматься в спортзале в силу различных причин. Это, с одной стороны, способствует развитию интеллекта детей в раннем возрасте, но не формирует привычки планировать физическую нагрузку во взрослом возрасте.В процессе анализа данных о влиянии развития вестибулярного аппарата детей в условиях детского сада с 4 до 6 лет показано, что ежедневные занятия в течение 1-го года приводят к улучшению качества сенсомоторной интеграции и тормозных процессов как составляющей исполнительных функций, а также повышению уровня интеллекта, оцененного с помощью теста Дж. Равена. Приводятся теоретические данные, направленные на объяснение связи физической активности с развитием высших психических функций. Говорится о том, что формирование человека как вида Homo Sapience было связано с образом жизни, требующим ежедневной высокой физической нагрузки. Физическая активность как составной элемент сенсомоторной интеграции особенно важна на ранних этапах онтогенеза, когда формируется система навигации и выстраивается картина восприятия ребенком объективной реальности. Следовательно, в школе важно делать акцент на активном использовании командных игр, например футбола, волейбола, которые способствуют развитию вестибулярной системы и сенсомоторной интеграции.

Ключевые слова: дети, физическая активность, когнитивные функции, интеллект, сенсомоторная интеграция, вестибулярный аппарат.

Литература

  1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айрес. – М.: Теревинф, 2017. – 272 с.
  2. Ефимова В.Л. Возможность пластических перестроек и интегративной деятельности мозга при регуляции положения тела в пространстве у детей 5-15 лет с трудностями обучения после двигательно-ритмического тренинга / В.Л. Ефимова, Е.И. Николаева, Е.А. Огородникова, Н.А. Рябчикова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 8 (3). – С. 155-166.
  3. Ефимова В.Л. Особенности акустических стволовых вызванных потенциалов у детей с рецептивными языковыми нарушениями / В.Л. Ефимова, О.И. Ефимов, Е.И. Николаева, И.А. Лысова // Вопросы психологии. – 2019. – № 6. – С. 99-109.
  4. Левашов О.В. Воздействие физических и ментальных упражнений на здоровье человека и его когнитивные функции / О.В. Левашов, А.И. Боравова, Н.В. Пономарева, В.Ф Фокин // Асимметрия. – 2017. – Т. 11 (3). – С. 78-87.
  5. Николаева Е.И. Связь характеристик рабочей памяти и тормозного контроля с особенностью ближайшего окружения дошкольника и его включенностью в физическую активность / Е.И. Николаева, А.А. Исайко, А.С. Федорук // Комплексные исследования детства. – 2019. – Т. 1. – № 2. – С. 14-26.
  6. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. – СПб.: Питер, 2004. –192 с.
  7. Разумникова О.М. Возрастные особенности тормозного контроля и проактивная интерференция при запоминании зрительной информации / О.М. Разумникова, Е.И. Николаева // Вопросы психологии. – 2019. – № 2. – С. 124-132.