Регулирование двигательной активности дошкольников в условиях семейного воспитания в аспекте социологического анализа

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Волошина1
Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Кондаков1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Копейкина1
Кандидат философских наук И.Г. Волошина1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

Цель исследования – определение степени готовности родителей к регулированию двигательной активности ребенка-дошкольника в условиях семейного воспитания.
Методика и организация исследования. В анкетировании участвовало 784 родителя детей в возрасте 4-6 лет, посещающих МБДОУ № 57, 64, 76, 86, МАДОУ № 69 г. Белгорода. Опрос проводился с использованием интернет-сервиса для исследования мнений – «Яндекс. Взгляд».
Результаты исследования и выводы. Были выявлены факторы, препятствующие оптимизации двигательной активности ребенка в домашних условиях. В семье недостаточно внимания уделяется: утренней разминке, гимнастике после сна, динамическим паузам. Ограничение двигательного режима ребенка в условиях семейного воспитания объясняется не только недостаточностью пространственно-предметной среды, но и недостаточностью опыта разновозрастного взаимодействия, опыта организации малых форм физкультурно-оздоровительной деятельности, недостаточным вниманием взрослых к чередованию различных видов детской деятельности, а также заниженной самооценкой родителей собственной роли в воспитании здорового дошкольника. Авторы признают неоднозначность полученных результатов в оценке родителями двигательного режима ребенка в домашних условиях. Для объективной оценки ее объема, интенсивности, времени и сравнительного анализа требуются диагностические исследования, что является перспективой исследования.

Ключевые слова: двигательная активность, готовность, регулирование, оптимизация, семейное воспитание, двигательный режим.

Литература

  1. Бочкарникова Н.В. Повышение двигательной активности как основа здоровья дошкольников Читы / Н.В. Бочкарникова, Е.Г.  Фоменко, Н.И. Самойлова // Физическая культура и спорт в условиях глобализации образования: материалы II Международной научно-практической конференции. Забайкальский государственный университет. – 2014 (Чита, 06-07 ноября 2014 г.). – С.  68-70.
  2. Бутко М.А. К проблеме дефицита двигательной активности детей младшего школьного возраста / М.А. Бутко // Физическая культура и здоровье. – 2015. – № 2 (53). – С. 60-62.
  3. Бусловская Л.К. Двигательная активность растущего человека: от теории к практике: монография / Л.К. Бусловская, В.Л. Волошина, Г.Е. Воробьева [и др.] / под общ. ред. Л.Н. Волошиной, В.Л.  Кондакова, Е.Н. Копейкиной. – Белгород: Литературный караван, 2019. – 176 с.
  4. Усаков В.И. Физическая культура в семье: проблемы и пути их решения / В.И. Усаков // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. – 2015. – № 1 (18). – С. 109-113.