Коррекция нарушения психомоторного развития старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами элементов спортивных игр

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор И.Ф. Плетенева1
Кандидат педагогических наук, доцент И.Д. Емельянова1
О.А. Подольская1
1Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

Цель исследования – научно обосновать и доказать эффективность использования элементов спортивных игр в коррекции нарушений психомоторного развития и эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Методика и организация исследования. Контингент исследования составило 40 детей 7-го года жизни с нарушениями психомоторного развития. Базой исследования явились МБДОУ № 31, МБДОУ № 36 г. Ельца Липецкой области. Эксперимент проводился с октября 2018 г. по май 2019 г.
Методы коррекции психомоторных расстройств у воспитанников дошкольных образовательных организаций старшего возраста с ограниченными возможностями здоровья включали: изучение документации (личных дел детей, справки о состоянии здоровья), диагностику психомоторного развития: уровня двигательной активности, психических функций (памяти, мышления, речи), эмоционально-волевой сферы; коррекционные методы работы – практические: выполнение детьми элементов спортивных игр.
Результаты исследования и выводы. В статье раскрываются содержание коррекционных мероприятий и направления деятельности по устранению нарушений психомоторного развития у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Авторы отдают предпочтение элементам спортивных игр, так как именно их природа позволяет благоприятно воздействовать на координационные возможности двигательной сферы детей с проблемами развития, активизирует их память, мышление, речь, нормализует эмоционально-волевую сферу. Включение в процесс игры детей комплексов естественных движений (бег, прыжки, метание) обеспечивает у них стремление к победе. В ходе экспериментальной части исследования было выявлено, что предложенные комплексы элементов спортивных игр обеспечили развитие координационных движений, психических функций (память, мышление, речь), эмоционально-волевой сферы. Выполняемые детьми комплексы в виде бега, прыжков, метаний естественным образом включались в организуемые педагогом игры в разные образовательные области.

Ключевые слова: психомоторное развитие, старший дошкольник, ограниченные возможности здоровья, спортивные игры, задержка психического развития, умственная отсталость.

Литература

  1. Баряев А.А. Коррекция психомоторных и сенсорно-перцептивных нарушений учащихся с задержкой психического развития элементами спортивных игр: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.А.  Баряев. – СПб., 2006. – 21 с.
  2. Бауэр О.П. Подвижные и спортивные игры в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук / О.П. Бауэр. – СПб., 2005. – 18 с.
  3. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста / С.В. Велиева. – СПб.: Речь, 2005. – 240 с.
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.
  5. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.