Развитие двигательных возможностей детей-инвалидов средствами активных реабилитационных мероприятий

Кандидат педагогических наук Н.А. Гросс1
Кандидат педагогических наук Т.Л. Шарова1
А.В. Молоканов1
А.В. Малинин2
1Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва
2Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

Цель исследования – разработать и экспериментально доказать эффективность курса реабилитационных занятий активными физическими упражнениями для развития двигательных возможностей детей-инвалидов.
Методика и организация исследования. В работе приняло участие 50 детей-инвалидов в возрасте от 3 до 16 лет. В зависимости от уровня развития больших моторных функций по международной шкале GMFCS из 50 детей-инвалидов 1-му уровню GMFCS соответствовало 6 человек, 2-му – 15, 3-му – 6, 4-му – 10, 5-му – 13 человек. Программа состояла из 16 индивидуальных часовых занятий, которые проводились 2-3 раза в неделю. В занятиях активными физическими упражнениями широко использовались тренажерные устройства, адаптированные к возможностям детей-инвалидов.
Результаты исследования и выводы. Дети-инвалиды любой степени сложности двигательных нарушений обладают большими потенциальными возможностями, заложенными в их организме, которые необходимо свое­временно реализовывать посредством занятий активными физическими упражнениями. В ходе исследования выявлено, что из 142 освоенных упражнений 26,1% было направлено на развитие и коррекцию ходьбы, 15,5% – на развитие равновесия и его удержание в позах сидя и стоя, в 8,5% случаев отмечена адаптация к физической нагрузке, по 5,6% – на формирование шаговых движений и способность встать из положения сидя, повышение общей выносливости к занятиям физическими упражнениями.
Дети самых сложных 4-го и 5-го уровней по GMFC смогли освоить 29 и 35 упражнений соответственно, не меньше, чем в других более легких группах. Индивидуальные занятия активными физическими упражнениями с детьми и проведение педагогических тестирований повышают эффективность реабилитационных мероприятий.

Ключевые слова: дети-инвалиды, двигательные нарушения, физические упражнения, уровень моторных функций по шкале GMFCS.

Литература

  1. Бабушкина О.Ф. Применение физических упражнений в коррекции двигательных нарушений у детей со спастической формой ДЦП / О.Ф. Бабушкина, И.В. Архипенко, А.В. Дубксий, В.В. Коленченко // Научный вестник Крыма. – 2018. – № 7 (18).
  2. Горючев Д.В. Адаптивная физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья / Д.В. Горючев // Молодой ученый. – 2019. – №11. – С. 266-268.
  3. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. – М.: Изд-во «Спорт», 2016.
  4. Карелина И.Б. Психолого-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов / И.Б. Карелина, М.В. Туркина // Universum: Медицина и фармакология: электрон. науч. журнал. – 2016. – № 11 (33). URL: http://7universum.com/ru/med/archive/item/3848.
  5. Клочкова Е.В. Введение в физическую терапию физическая реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы / Е.В. Клочкова. – М.: Терениф, 2014. – 122 с.
  6. Насибулина Т.В. Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Т.В. Насибулина. – Сыктывкар, 2016.
  7. Попова И.Е. Влияние лечебной физической культуры на нервно-мышечный аппарат детей с детским церебральным параличом / И.Е. Попова, Н.А. Вареникова, О.Ф. Бабушкина // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни. Сборник научных статей VII Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. – Воронеж: Изд-во: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2018. – С. 417-421.
  8. Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом / К.А. Семенова. – М.: Закон и порядок, серия «Великая Россия. Наследие», 2007. – 616 с.