Взаимосвязь сенсомоторной интеграции и двигательной активности студентов с заиканием, без речевых нарушений

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент А.В. Добрин
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

Цель исследования – изучение связи двигательной активности с сенсомоторной интеграцией у студентов с заиканием.
Методика и организация исследования. Было обследовано 100 испытуемых: 80 – с нормальной речью и 20 – с заиканием. Заикающиеся проходили обследование после курса семейной групповой логопсихотерапии, в составе которого специальный комплекс кинезитерапии. Исследование особенностей сенсомоторной интеграции проводилось при помощи методики РеБОС, позволяющей оценить как простую, так и сложную сенсомоторные реакции.
Результаты исследования и выводы. Параметры сенсомоторной интеграции различаются у студентов с заиканием и без речевых нарушений.
Показано, что у студентов с заиканием количество пропусков во второй части простой сенсомоторной реакции меньше (0,85±0,98), чем у студентов без речевых нарушений (3,34±6,03).
Обнаружено, что количество пропусков во 2-й части сложной сенсомоторной реакции у заикающихся студентов меньше (0,90±2,02), чем у студентов без заикания (2,31±2,72).
Установлено, что количество ошибок в процессе выполнения сложной сенсомоторной реакции у заикающихся студентов меньше (4,60±3,08), чем у студентов без заикания (6,41±2,83).
Обнаружено, что особенности двигательной активности связаны как с числом ошибок (R=0,224, R2=0,050, P=0,011), так и с числом пропусков (R=0,192, R2=0,037, P=0,030) во 2-й части сложной сенсомоторной реакции.
Специально организованная двигательная активность, связанная со сложной ориентацией в пространстве, способствует более точному восприятию окружающей действительности и, как следствие, повышает эффективность сенсомоторного реагирования студентов с заиканием.

Ключевые слова: сенсомоторная интеграция, сенсомоторные реакции, двигательная активность, заикание, студенты.

Литература

  1. Вергунов Е.Г. Латеральные предпочтения как возможные фенотипические предикторы резервов сердечно-сосудистой системы и особенности сенсомоторной интеграции у альпинистов / Е.Г. Вергунов, Е.И. Николаева, Н.В. Балиоз, С.Г. Кривощёков // Физиология человека. – 2018. – Т. 44. – № 3. – С. 97-108. DOI: 10.7868/S0131164618030116
  2. Гулин А.В. Особенности сенсомоторного реагирования студентов на различных этапах обучения в вузе / А.В. Гулин, С.В. Шутова, И.В. Муравьева // Вестник российских университетов. Серия: Естественные и технические науки. – 2012. – 17 (3). – С. 944-947.
  3. Гущина Л.Ю. Организация двигательной активности – условие здорового образа жизни студентов / Л.Ю. Гущина, М.Ю. Славнова // Омский научный вестник. – 2012. – № 2 (106). – С. 187-189.
  4. Ефимова В.Л. Возможность пластических перестроек и интегративной деятельности мозга при регуляции положения тела в пространстве у детей 5-15 лет с трудностями обучения после двигательно-ритмического тренинга / В.Л. Ефимова, Е.И. Николаева, Е.А. Огородникова, Н.А. Рябчикова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 8 (3). С. 155-166. Doi: 10.15293/2226-3365.1803.11
  5. Каменская В.Г. Методы точных наук в изучении интеллектуальной деятельности нормально развивающихся детей и их сверстников с речевыми расстройствами / В.Г. Каменская. – Известия РГПУ. – 2002. – Т. 2. – № 3. – С. 36-49.  
  6. Карасёва Е.Г. Состояние произвольной двигательной активности у детей 5-7 лет с заиканием / Е.Г. Карасёва // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2007. – № 5. – С. 92-95.
  7. Карпова Н.Л. Семейная групповая логопсихотерапия как модель системы социореабилитации / Н.Л. Карпова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – Т. 4. – № 4 (16). – С. 338-342. DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-338-342
  8. Третьяков А.А. Анализ взаимосвязи уровня соматического здоровья студентов с двигательной активностью / А.А. Третьяков, В.В. Дрогомерецкий, В.В. Агошков // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 279.
  9. Шутова С.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / С.В. Шутова, И.В. Муравьева // Вестник российских университетов. Математика. – 2013. – № 5-3. – С. 2831- 2840.