Взаимосвязь физических качеств теннисисток высокой квалификации и результатов их соревновательной деятельности

Доктор педагогических наук, профессор А.П. Скородумова1
И.С. Баранов1
С.Д. Семёнова1
Г.Г. Захаров2
1Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва
2Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

Цель исследования – определить взаимосвязь показателей, оценивающих разные физические качества и функциональные возможности теннисисток высокой квалификации, и результатов их соревновательной деятельности.
Методика и организация исследования. В работе приняли участие теннисистки высокой квалификации. Функциональные возможности и физические качества исследовались в рамках реализации программы этапного комплексного тестирования. Определение аэробных возможностей спорт­сменок проводилось во время выполнения ими ступенчато повышающейся нагрузки на тредбане. Нагрузка увеличивалась каждые 2 мин. Работа выполнялась до отказа. Анаэробные алактатные возможности определялись при выполнении 6-секундной работы максимальной интенсивности на велоэргометре. Тестирование физической подготовленности проводилось в соответствии с разработанной программой для оценки физических качеств теннисистов, состоящей из 12 тестов.
Результаты исследования и выводы. В результате корреляционного анализа полученных данных тестирования высококвалифицированных теннисисток установлена тесная взаимосвязь 6 показателей функциональной подготовленности и 4 показателей физической подготовленности с результатом СД. Рассчитано процентное соотношение физических качеств в зависимости от степени их связи с результатом СД. Авторы полагают, что результаты исследования должны быть использованы при планировании тренировочного процесса спортсменок на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, в лекциях студентам физкультурных вузов, тренерам на курсах повышения квалификации, при написании квалификационных работ.

Ключевые слова: теннисистки, корреляционный анализ, показатели физической и функциональной подготовленности, соревновательная деятельность, этап спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Литература

  1. Гуй Ю. Повышение эффективности технической подготовки теннисистов 10-12 лет: дис. … канд. пед. наук / Ю. Гуй. – Санкт-Петербург, 2018. – 192 с.
  2. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с., ил.
  3. Скородумова А.П. Структура физической и функциональной подготовленности теннисисток высокого класса / А.П. Скородумова, И.С. Баранов, С.Д. Семёнова // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 12. – С. 38-40.
  4. Скородумова А.П. Разработка модельных характеристик показателей физической и функциональной подготовленности теннисис­ток высокой квалификации / А.П. Скородумова, А.И. Головачёв, С.Б. Ерошкина и др. – М., 2018. – 65 с.: – Библиогр.: с. 33- 35, 59- 61. – Дип. в МинСпортРФ 30.09.18, № 118051190099.
  5. Скородумова А.П. Тесты для оценки физической и функциональной подготовленности теннисистов и модельные характеристики их подготовленности / А.П. Скородумова, А.А. Трухачев, О.В. Кузнецова, И.С. Баранов. – М.: ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», 2013. – 40 с.