Моделирование динамики скорости бега на 400 метров у юных спортсменов

Доктор педагогических наук, профессор В.Ю. Карпов1
Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Еремин1
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Алифиров1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Д. Бакулина1
1Российский государственный социальный университет, Москва

Цель исследования – разработать оптимальную модель динамики скорости бега на 400 м у юных спортсменов.
Методика и организация исследования. Использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературных данных, методы оценки параметров бега, методы математической статистики. Исследование проводилось в период май-сентябрь 2019 г. на юношеских соревнованиях по легкой атлетике г. Москвы. В обследовании приняли участие 37 юных спортсменов в возрасте 16-17 лет, выполнивших нормативы III и II спортивных разрядов в беге на 400 м.
Результаты исследования и выводы. Выявлены особенности динамики скорости бега на 400 м на различных участках дистанции у юных спортсменов: второй 100-метровый отрезок дистанции занимающиеся пробегали быстрее первого, а третий – медленнее второго, заключительный 100-метровый отрезок – значительно медленнее третьего.
Время бега на дистанции 400 м зависит от длины и частоты шагов. Нами определена взаимосвязь показателей скорости бега с параметрами бегового шага на различных участках дистанции, определены особенности этой взаимосвязи у спортсменов различной спортивной квалификации. Разработаны средства подготовки, которые оказывают влияние на формирование навыка более равномерного передвижения по дистанции на 400 м за счет рационального соотношения длины и частоты шагов. Юные бегуны на 400 м должны пробегать первые 100 м на 0,3-0,5 с медленнее своего личного показателя в беге на 100 м, а первые 200 м – на 1,3-1,8 с хуже своего результата в беге на эту дистанцию. На последних 100 м скорость бега снижается, прежде всего, из-за уменьшения частоты шагов.
Авторами составлена модель оптимальной динамики скорости бега на дистанции 400 м для юных спортсменов, которая позволяет достичь более высокий спортивный результат. Равномерность изменения скорости бега по дистанции – важный фактор повышения спортивной результативности в беге на 400 м, который во многом определяется возможностью управления параметрами бега.

Ключевые слова: юные спортсмены, бег на 400 м, длина и частота шагов, скорость бега, взаимосвязь показателей, управление параметрами.

Литература

  1. Германов Г.Н. Физическая культура школьников: учеб. пособие / Г.Н. Германов, М.М. Кубланов, М.Е. Злобина. – Воронеж: ВГИФК, 2008. – 333 с.
  2. Карпов В.Ю. Повышение скоростных возможностей у школьников на основе формирования двигательных навыков бега / В.Ю. Карпов, Н.В. Марьина // Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 2 (20). С. 135-141.
  3. Кудинова В.А. Мониторинг развития видов спорта в России / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 5. – С. 42-43.
  4. Филимонова, С.И. Метапредметный подход: новый взгляд на методологию подготовки спортсменов в многолетнем процессе / С.И. Филимонова, Г.Н. Германов, И.А. Сабирова // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 1. – С. 100-101.