Контроль функционального состояния юных спортсменов в хоккее-следж

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Баряев1
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Иванов1, 2
Кандидат биологических наук М.В. Арансон1
1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург
2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
3Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва

Цель исследования – раскрыть основные методы оценки функционального состояния юных спортсменов в хоккее-следж.
Методика и организация исследования. При разработке методов оценки функционального состояния следж-хоккеистов следует учитывать структуру их физической подготовленности, уровень развития способностей и двигательных качеств, а также то, что тесты, которыми они контролируются, имеют определенные, характерные для данного вида паралимпийского спорта особенности. При этом выбор медико-педагогических тестов должен всегда удовлетворять целям проводимого этапного контроля соответствующих характеристик и двигательных качеств спортсмена.
Результаты исследования и выводы. Все нагрузочные виды тестирований следж-хоккеистов проводятся под контролем системы Fisrtbeat (или аналогичной), позволяющей осуществлять контроль за работой сердечно-сосудистой системы на основе анализа вариабельности сердечного ритма в процессе выполнения ими специальных нагрузок в режиме реального времени.
В комплекс исследований, которые проводятся по методике В.А. Шиошвили, входят: эргометрическое исследование отталкиваний (профилирующих двигательных действий) следж-хоккеиста; тестирование, проводимое на льду (спринт 20 м «по прямой» без шайбы, спринт 20 м «змейкой» без шайбы, спринт 20 м «змейкой» с шайбой, исследование скоростно-силовой выносливости).
Авторы делают вывод, что уровень функционального состояния игрока должен соответствовать объему и интенсивности постоянно увеличивающейся физической нагрузки, получаемой в ходе тренировочного процесса и соревнований.

Ключевые слова: хоккей-следж, функциональное состояние, контроль.

Литература

  1. Иванов А.В. Диагностический комплекс педагогического контроля над физической подготовленностью хоккеистов-следж / А.В. Иванов, А.А. Баряев, К.А. Бадрак // Адаптивная физическая культура. – 2017. – № 3 (71). – С. 43-45.
  2. Иванов А.В. Особенности тренировочной и соревновательной деятельности в хоккее-следж / А.В. Иванов, А.А. Баряев, К.А. Бадрак // В сб.: Актуальные проблемы в области физической культуры и спорта. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85- летию ФГБУ СПбНИИФК. В 2 томах. – 2018. – С. 86-90.
  3. Иванов А.В. Педагогический контроль за физической подготовленностью и оценка соревновательной деятельности в хоккее-следж: учеб. пособие / А.В. Иванов, С.А. Воробьев, А.А. Баряев и др. – Ижевск, 2018. – 57 с.
  4. Оценка функционального состояния детей и подростков, занимающихся хоккеем-следж (часть 3). Методические рекомендации № 89 / ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения г. Москвы. – М., 2018. – 24 с.