Теория и методика спортивного плавания в фокусе публикаций журнала «Теория и практика физической культуры»

Кандидат педагогических наук С.А. Пронин
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Цель исследования – выявить степень влияния журнала ТиПФК на развитие теории и методики (ТиМ) спортивного плавания.
Методика и организация исследования. В работе проводилось статистическое наблюдение за показателями развития ТиМ спортивного плавания. Эмпирической основой стали данные из информационной среды «Sportsciencesystem» (SSS). Были использованы ее библиографический модуль, морфологический модуль, семантический модуль. Наряду с этим использовался тезаурусный метод. Его эмпирической основой стали тексты предучебников, вузовских учебников и учебных пособий по ТиМ спортивного плавания, которые (в идеале) должны были аккумулировать накопленные на конкретный момент времени существенные знания.
Результаты исследования и выводы. Автором проводится статистическое наблюдение за динамикой публикаций по проблемам спортивного плавания в журнале за период 1925-2019 гг. В частности, отмечается, что опубликованные статьи преимущественно посвящены проблемам методики спортивной тренировки.
Публикации по проблематике спортивного плавания в журнале ТиПФК отражают характер информации, которая в дальнейшем трансформируется в содержание учебников по теории и методике спортивного плавания, а также определяет перспективные направления исследований в этой области.

Ключевые слова: журнал «Теория и практика физической культуры», теория и методика спортивного плавания, динамика количества публикаций, динамика количества используемых терминов, статистическое наблюдение, тезаурусный метод.

Литература

  1. Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста (7-10 лет) / Н.Ж. Булгакова // Теория и практика физ. культуры. – 1955. – Т. XVIII, Вып. 11. – С. 811-814.
  2. Булгакова Н.Ж. Теоретические основы отбора и подготовки спортивного резерва в плавании / Н.Ж. Булгакова // Теория и практика физ. культуры. – 1980. – № 12. – С. 33-5.
  3. Набатникова М.Я. Некоторые вопросы тренировки пловцов в подготовительном периоде / М.Я. Набатникова // Теория и практика физ. культуры. – 1955. – Т. XVIII, Вып. 7. – С. 501-506.
  4. Платонов В.Н. Опять о зависимости между интенсивностью и скоростью плавания / В.Н. Платонов // Теория и практика физ. культуры. – 1973. – № 5. – С. 30-32.
  5. Пронин С.А. «Теория и практика физической культуры»: 90 лет на службе спортивной науки: [монография]. / С.А. Пронин. – М.: «Теория и практика физической культуры и спорта», 2015. – 52 с
  6. Типовая унифицированная программа по дисциплинам специа­лизации (тренерский факультет) / Сост. А.Я. Корх. – М.: [б.и.], 1980. –51 c.