Влияние словесной информации на процесс обучения упражнениям «рондат–двойное сальто назад в группировке» при соскоке с гимнастического бревна

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор Томаш Нижниковски1
Доктор педагогических наук, профессор Ежи Садовски1
1Академия физического воспитания Юзефа Пилсудского в Варшаве, факультет физического воспитания и здоровья в Бяла-Подляске, Польша

Цель исследования – определить влияние двух различных видов словесного указания в процессе обучения сложным упражнениям «рондат–двойное сальто назад в группировке» при соскоке с гимнастического бревна.
Методика и организация исследования. В работе приняли участие квалифицированные спортивные гимнастки (n=16). Средние показатели роста, массы тела и возраста (х ± δ): 157,5 ± 2,85 см; 51 ± 2,25 кг; 20 ± 2,35 года, соответственно.
На основе биомеханических измерений были определены ключевые элементы спортивной техники упражнений «рондат–двойное сальто назад в группировке» при соскоке с гимнастического бревна. Для оценки эффективности обучения и совершенствования спортивной техники гимнастических упражнений с использованием двух видов словесного указания был проведён педагогический эксперимент. Испытуемые (n=16) были случайным образом разделены на экспериментальную (ЭГ) (n=8) и контрольную (КГ) (n=8) группы. В процессе обучения спортсменки из ЭГ получали срочную словесную информацию об ошибках, допущенных в ключевых элементах осваиваемого двигательного действия, а спортсменки из К обо всех допущенных ошибках при выполнении упражнения «рондат–двойное сальто назад в группировке» при соскоке с гимнастического бревна.
Результаты исследования и выводы. Выявлены статистически достоверные различия между средними результатами по группам ЭГ и КГ (F(2, 28) = 12,530, p<0,05) по всем тестам в пользу группы ЭГ. Различия между средними результатами каждой из групп как до, так и после эксперимента, а также в тесте на прочность запоминания были статистически значимыми (p<0,05).
Полученные результаты демонстрируют, что большой объем срочной словесной информации о допущенных технических ошибках, передаваемой гимнастке тренером, отрицательно влияет на процесс обучения двигательным действиям. В то же время словесная информация, передаваемая гимнастке тренером об ошибках в ключевых элементах спортивной техники (критические сигналы), способствует более эффективному решению двигательной задачи. Ограничение корректирующих воздействий на ключевые элементы двигательной задачи, которые предназначены для запуска последовательности двигательных действий, в сложнокоординационной задаче даёт достоверно лучший результат обучения.

Ключевые слова: гимнастки, обратная связь, кинематическая структура, спортивная техника, фазы упражнения, узловые элементы.

Литература

  1. Болобан В. Современные технологии формирования двигательных умений и навыков в процессе обучения сложнокоординационным спортивным упражнениям / В. Болобан // Наука в олимпийском спорте. – 2017. – № 4. – С. 45-56.
  2. Гавердовский Ю.К. Теория и методика спортивной гимнастики: учебник в 2 т. / Ю.К. Гавердовский, В.М. Смолевский – М.: Советский спорт, 2014.
  3. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. – М.: Советский спорт, 2010. – 340 с.
  4. Нижниковски Т. Узловые элементы спортивной техники в фазовой структуре связок акробатических упражнений, выполненных на гимнастическом бревне / Т. Нижниковски, А. Масталеж, В. Болобан и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 4. – С. 21-24.
  5. Нижниковски Т. Кинематическая структура и показатели узловых элементов спортивной техники в фазах связки упражнений «рондат–двойное сальто назад в группировке», выполненной при соскоке с гимнастического бревна / Т. Нижниковски, Е. Садовски // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 6. – С. 22-25.
  6. Платонов В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение / В.Н. Платонов. – К.: Олимп. лит., 2013. – С. 202-216.