Критерии оценки общей координационной подготовленности футболистов

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор И.Ю. Горская1
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Аверьянов1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Мироненко2
1Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
2Омский государственный университет путей сообщения, Омск

Цель исследования – разработка количественных критериев оценки уровня развития общих координационных способностей футболистов в возрасте 9-17 лет для оптимизации процесса контроля и коррекции тренировочного процесса.
Методика и организация исследования. Для оценки уровня координационной подготовленности футболистов применены стандартные методики, используемые исследователями на современном этапе (стабилография, психомоторное и педагогическое тестирование). Также использованы методы моделирования и математической статистики. Исследование проведено с участием 258 футболистов 9-17 лет (уровень квалификации – КМС, I-III взрослый разряды).
Результаты исследования и выводы. Исследование уровня общей координационной подготовленности футболистов 9-17 лет позволило изучить динамику изменения показателей точности двигательных действий, способностей к реакции и сохранению статодинамического равновесия в возрастном аспекте. Полученные сведения позволяют осуществлять контроль координационной подготовленности, более точно прогнозировать и оценивать индивидуальные возрастные темпы прироста показателей координационных способностей футболистов, планировать соответствующие нагрузки. Ориентация на модельный уровень координационной подготовленности способствует выявлению одаренных спортсменов, позволяет вносить своевременную коррекцию и индивидуализацию в процесс координационной подготовки в футболе.

Ключевые слова: координационные способности, футбол, модельные характеристики, тренировочный процесс.

Литература

  1. Воронович А.С. Роль физической подготовки в футболе / А.С. Воронович, В.И. Веселов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 7. – С. 16-20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95004.htm.
  2. Губа В.П. Интегральный подход в комплексном контроле функционального состояния юных футболистов / В.П. Губа, А.В. Антипов, В.В. Маринич // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 4. – С. 30-35.
  3. Лях В.И. Специфические координационные способности как критерий прогнозирования спортивных достижений футболистов / В.И. Лях, З. Витковски, В. Жмуда // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 4. – С. 21-26.
  4. Лях В.И. Координационная тренировка в футболе / В.И. Лях, З.  Витковски. – М.: Советский спорт, 2010. – 216 с.
  5. Полишкис М.М. Комплексный контроль интегральной подготовленности футболистов / М.М. Полишкис, В.П. Губа // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 77.
  6. Просандеев П.П. Оптимизация педагогического контроля посредством оценки технической подготовленности футболистов / П.П.  Просандеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 5. – С. 36-39.