Взаимокоординация сенсомоторной деятельности для физического развития детей с расстройствами аутистического спектра

Фотографии: 

Н.И. Исмаилова1
Кандидат биологических наук, доцент А.Р. Хасанова2
1Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга
2Набережночелнинский государственный педагогический университет, Набережные Челны

Целью исследования явились двигательные нарушения детей с расстройствами аутистического спектра, влияющие на взаимокоординацию сенсомоторной деятельности и потенциал их физического развития.
Методика и организация исследования. Участниками исследования стали 30 детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте 5-6 лет, посещающих реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Астра» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Методом исследования явился «Протокол нейропсихологической диагностики» Ж.М. Глозман. В частности, были использованы метод наблюдения и метод направленных проб. При наблюдении внимание обращалось на наличие у детей ритмической несогласованности движений, рассогласование мышечного тонуса рук и ног, характер ориентирования в пространстве, реакцию на телесный контакт, наличие или отсутствие интереса и активности в игре. Данный метод позволил выявить детей с разным типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии. Метод направленных проб состоял из проб на праксис позы пальцев руки, оральный праксис, динамический праксис, пробы на воспроизведение ритмических структур и реципрокную координацию рук. Использованные в исследовании направленные пробы позволили оценить потенциал произвольной регуляции детей, согласованность/рассогласованность сенсомоторной взаимокоординации, способность детей организовывать циклические движения (ходьба, бег).
Результаты исследования и выводы. В результате исследуемых данных дети были распределены по типам профиля функциональной сенсомоторной асимметрии. Детей с левым типом функциональной сенсомоторной асимметрии оказалось 40%, с правым типом – 60%. Выявилось, что дети с правым типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии лучше выполняют пробы на воспроизведение ритмических структур и реципрокную координацию рук и, следовательно, имеют более высокий потенциал для развития произвольной регуляции движений и согласованности ритмических действий. Дети с левым типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии более точны в пробах на праксис позы пальцев руки и поэтому наиболее ловки в сочетанных движениях расположенных пальцев.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, мышечный тонус, сенсомоторная деятельность, упражнения, наблюдение.

Литература

  1. Ахметзянова А.И. Использование метода прикладного анализа поведения в развитии адаптивных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра / А.И. Ахметзянова, В.Д. Федорова // Образование и саморазвитие. – 2015. – № 1. – С. 63-68.
  2. Лущекина Е.А. Расстройства аутистического спектра. Обзор современных экспериментальных исследований / Е.А. Лущекина, В.Б. Стрелец // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2014. – Т. 64. – № 6. – С. 587.
  3. Николаева Е.И. Сравнение разных способов оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у дошкольников / Е.И. Николаева, Е.Ю. Борисенкова // Асимметрия. – 2008. – Т. 2. – № 1. – С. 32-39.
  4. Староверова М.С. Вариативный подход к психологическому сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра / М.С. Староверова // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. – 2014. – № 4. – С. 67-71.