Физическая культура как фактор преодоления деструктивного поведения современной молодежи

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент А.З. Минахметова1
Е.Н. Пьянова1
1Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга

Цель исследования – определение влияния физической культуры на формирование качеств, способствующих преодолению деструктивного поведения личности.
Методика и организация исследования. Было обследовано 200 студентов Елабужского института Казанского федерального университета. Возраст испытуемых – от 19 до 22 лет. Критериальным параметром составления выборки выступали: наличие в анамнезе испытуемого деструктивной модели поведения и осознание того, что здоровье уже в значительной мере подор­вано; посещение элективных занятий по физической культуре и спорту; самостоятельное посещение физкультурно-оздоровительных занятий вне расписания (атлетическая гимнастика, йога, сайкл, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде) периодичностью 2-3 раза в неделю в течение 2 лет. В выборку испытуемых не вошли студенты, профессионально занимающиеся спортом, а также не прошедшие по шкале «социальная желательность». Использовались метод опроса, метод психологического тестирования, методы математической статистики.
Результаты исследования и выводы. Системообразующим параметром корреляционного анализа выступила импульсивность, которая связана с саморегуляцией, локусом контроля, социальной фрустрированностью. Полученные результаты свидетельствуют о том, что регулярная и произвольная физическая активность испытуемых способствует формированию низкого уровня импульсивности, собственной ответственности над значимыми ситуациями; проявлению осознанно-произвольной саморегуляции, основных регуляторных процессов планирования, моделирования, программирования, а также регуляторно-личностных свойств: гибкости и самостоятельности; низкой фрустрированности в преодолении деструктивного поведения.

Ключевые слова: физическая культура, деструктивное поведение, импульсивность, саморегуляция, интернальность, фрустрированность.

Литература

  1. Злоказов К.В. Деструктивность личности: социально-психологическое исследование: монография / К.В. Злоказов, В.П. Прядеин; Департамент образования и молодёжь. политики ХМАО-Югры, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. – 178 с.
  2. Клиническая психология: энциклопедический словарь / под ред. Н.Д. Твороговой. – М.: Изд-во «Практическая медицина», 2016. – 608 с.
  3. Куванов В.А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в аспекте социологического анализа / В.А. Куванов, Е.Н. Коростелев // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 21-22.
  4. Миннегалиев М.М. Физическая культура и спорт в системе воспитательно-профилактических воздействий на подростков девиантного поведения / М.М. Миннегалиев // Мир науки, культуры, образования, 2012. – № 2 (33). – С. 93-96.
  5. Пузанова Ж.В. Здоровый образ жизни: понимание и отношение студенческой молодежи (по результатам фокус-групповых исследований) / Ж.В. Пузанова, И.В. Чеховский // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. [Электронный ресурс]. – 2014. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovyy-obraz-zhizni-ponimanie-i-otno... (дата обращения: 15.01.2020).
  6. Шляпников В.Н. Особенности волевой регуляции у спортсменов-юниоров / В.Н. Шляпников, Ю.Н. Хрулёва // Психология. Журнал ВШЭ [Электронный ресурс]. – 2012. – № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-volevoy-regulyatsii-u-spor... (дата обращения: 15.01.2020).