Управление предэкзаменационным состоянием студенток средствами и методами физического воспитания

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Ярчиковская1
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шаронова2
Кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Устинова3
В.Г. Кривощеков4
1Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург
3Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
4Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, Военный институт (инженерно-технический) филиал, Санкт-Петербург

Цель исследования – выявить возможности внедрения и эффективности использования средств и методов физической культуры, позволяющих управлять предэкзаменационным состоянием студентов.
Методика и организация исследования. В работе приняли участие студентки Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Пе­тер­бургского государственного архитектурно-строительного университета, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и девушки-курсанты из Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева (126 человек). Обучающиеся были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. Для оценки состояния тревожности использована методика Ч.Д. Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным.
Результаты исследования и выводы. В ходе исследования выявлены изменения эмоционального состояния студентов в предэкзаменационный период. Знания об уровне тревожности и его причинах позволили разработать комплексы специальных упражнений и своевременно контролировать ситуацию. Использование дистанционных форм обучения для подготовки студентов к самостоятельному использованию многообразия средств и методов физической культуры способствовало улучшению результатов экзаменационной сессии. Выявлено, что уровень тревожности у обучающихся в предэкзаменационный период не повышается при включении в режим дня аэробных упражнений различной интенсивности, дыхательных упражнений, включающих несколько типов циклического дыхания и йоги. Применение различных средств и методов физической культуры позволило снизить количество конфликтных ситуаций на экзамене, что способствовало повышению эффективности процесса обучения.

Ключевые слова: студенты, экзаменационная сессия, упражнения, физическая культура, эмоциональное состояние.

Литература

  1. Афанасьева И.А. Коррекция уровня тревожности у первокурсников средствами физической культуры / И.А. Афанасьева, И.Г. Виноградов, А.В. Токарева, Д.Д. Дальский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 6 (148). – С. 20-23.
  2. Гетьман В.Д. Самоконтроль и методы оценки физического и функционального состояния студентов: учеб. пособие / В.Д. Гетьман, А.В. Токарева, Л.Б. Ефимова-Комарова; СПбГАСУ. – СПб., 2016. – 101 с.
  3. Ефимова-Комарова Л.Б. Физическая культура. Практикум по самоконтролю: учеб. пособие / Л.Б. Ефимова-Комарова, В.Ю. Ефимов-Комаров, А.В. Токарева. – СПб., 2016. – 74 с.
  4. Коваль Т.Е. Информационно-коммуникационные технологии в реализации оздоровительных программ в вузе / Т.Е. Коваль, Л.В. Ярчиковская, С.М. Лукина // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 7. – С. 9-11.
  5. Лобанов Ю.Я. Использование элементов дистанционного обучения в процессе освоения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» / Ю.Я. Лобанов, А.В. Шаронова, О.В. Миронова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 12 (166). – С. 144-148.
  6. Лукина С.М. Освоение дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе с применением инновационных технологий / С.М. Лукина, Ю.Я. Лобанов, А.В. Шаронова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 4. – С. 44-46.
  7. Токарева А.В. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии /А.В. Токарева, О.В. Миронова, И.С. Москаленко и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 9. – С. 12-15.