Взаимосвязь физической подготовки и патриотического воспитания обучающихся в процессе дополнительных занятий единоборствами в общеобразовательных учреждениях

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Т.Г. Арутюнян1, 2
Доктор педагогических наук, доцент М.Д. Кудрявцев1, 2, 3, 4
Кандидат педагогических наук, доцент К.С. Лавриченко4
А.А. Колодочкин2
1Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева, Красноярск
2Сибирский федеральный университет, Красноярск
3Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск
4Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск

Цель исследования – анализ процесса внедрения единоборств в общеобразовательные учреждения в сочетании физической подготовки и патриотического воспитания обучающихся и выявление данной взаимосвязи в процессе дополнительных занятий.
Методика и организация исследования. В экспериментальной работе было задействовано 162 обучающихся школ г. Красноярска с относительно одинаковой физической подготовленностью, из которых 86 человек занимались по образовательной программе «Школьник-призывник», с освоением раздела «Рукопашный бой». Воспитательные отношения были сформированы по типу «человек – книга – человек», а именно «учитель – образовательная программа «Школьник-призывник» – ученик». Возраст и контингент испытуемых – юноши 8-9-х классов (14-15 лет). В течение всего периода в экспериментальной группе совершенствовались элементы борьбы самбо и ударной техники руками и ногами. Также развивалась взрывная сила у обучающихся для эффективного ведения спарринг-поединков с использованием различных упражнений физической подготовки. В экспериментальной группе на классных часах и тематических вечерах раскрывались образы единоборцев (в большей степени) и других спортсменов, совершивших героические поступки как в годы Великой Отечественной войны, так и в гражданской жизни. Было проведено анонимное анкетирование в закрытой форме до и после эксперимента.
Результаты исследования и выводы. Внедрение в учебный процесс единоборств в сочетании с физической подготовкой единоборцев позволило экспериментальной группе выйти на более высокий уровень физической готовности. Кроме этого, воспитательные отношения по типу «человек – книга – человек», а именно «учитель – образовательная программа «Школьник-призывник» – ученик» привели к позитивным изменениям.

Ключевые слова:  учащиеся, физическая подготовка, патриотическое воспитание, занятия единоборствами, тематические вечера.

Литература

  1. Арутюнян Т.Г. Школьник-призывник: образовательная программа по физическому воспитанию / Т.Г. Арутюнян, А.Н. Савчук. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 1 (7).
  2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагогических техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 344 с. – ISBN 5-88687-015-6.
  3. Харлампиев А.А. Самозащита без оружия (самбо): учеб. пособие для работников милиции / А.А. Харлампиев. – М.: Главное управление милиции МВД СССР, 1958. – 167 с.