Диагностика физической нагрузки для детей раннего возраста на занятиях по плаванию

ˑ: 

Доктор педагогических наук Е.В. Милякова1
Докторант М.А. Ващенко1
Доктор хабилитат, профессор В.П. Дорган1
1Государственный университет физического воспитания и спорта, Кишинёв, Молдова

Цель исследования – определение физической нагрузки для детей раннего возраста на занятиях по плаванию на основе использования методов диагностики сердечно-сосудистой системы.
Методика и организация исследования. В качестве определения физической нагрузки измерялись её объём и интенсивность. Для этого использовались методы пульсометрии и хронометража. В качестве объёма измерялись: количество упражнений и их повторов, количество времени, в течение которого выполнялись упражнения (минуты), преодолённое расстояние (метры). В качестве интенсивности измерялись: моторная плотность занятия (%), средняя скорость на преодолённом расстоянии в течение занятия (м/с), средняя пульсовая стоимость упражнений (уд/мин) и пульсовая интенсивность занятия, которое вычислялось как отношение минимальной и максимальной пульсовой стоимости упражнений к максимальному пульсу для возраста 2-3 лет относительно данных Бар-Ор О. и Роуланд Т (%).
Результаты исследования и выводы. Эксперимент показал, что на занятии продолжительностью в 35 месяцев были показаны более высокие результаты по объёму: общему количеству упражнений при ∆=1 (раз); количеству повторов упражнений при ∆=77 (раз); времени, затраченному на непосредственное выполнение упражнений, при ∆=5,40 (мин); по преодолённому расстоянию для выполнения упражнений при ∆=78 (м). По показателям интенсивности получен более высокий результат по моторной плотности при ∆=17 (%); менее высокие – по средней пульсовой стоимости занятия при ∆=6,60 (уд/мин) и по пульсовой интенсивности занятия при ∆=3-6 (%).
Таким образом, мониторинг реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку позволяет подобрать оптимальное содержание занятий двигательной активности для детей раннего возраста.

Ключевые слова: дети, плавание, объём, интенсивность, пульсометрия, хронометраж.

Литература

  1. Бар-Ор О. Здоровье детей и двигательная активность: от физиологических основ до практического применения / О. Бар-Ор, Т. Роуланд: пер. с англ. И. Андреев. – К.: Олимп. л-ра, 2009. – 528 с.
  2. Биддалф С. До трех еще рано / С. Биддалф [пер. с англ. В. Колосовой]. – М.: РИПОЛ классик, 2015. – 224 с.
  3. Булгакова Н.Ж. Учите детей плавать / Н.Ж. Булгакова. – М: Физкультура и спорт, 1977. – 48 с.
  4. Булгакова Н.Ж. Игры у воды и на воде и под водой / Н.Ж. Булгакова. – М.: Прайм, 2000.– 71 с.
  5. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание / Н.Ж. Булгакова. – М.: Академия, 2008. – 29 с.
  6. Веракса Н.Е. Детская психология: учебник для академического бакалавриата / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Изд-во Юрайт, 2015. – 446 с.
  7. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 1008 с.
  8. Гализубова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Гализубова, С.Ю. Мещерякова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 230 с.
  9. Круцевич Т.Ю. Двигательная активность и здоровье детей, подростков // Теория и методика физического воспитания / Под общ. ред. Т.Ю. Круцевич. – М.: Олимпийская литература, 2003. – Т. 2. – С. 8-15.
  10. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: «МОДЭК», 1997. – 383 с.
  11. Милякова-Роман Е. Особенности обучения плаванию детей грудного возраста / Е. Милякова-Роман, М. Ващенко // Conferința științifică internațională studențească „Problemele actuale ale teoriei și practicii culturii fizice„, Ed. a 17-a, 16-17 mai 2013, Chișinău: USEFS, 2013. p. 326-334. ISBN 978-9975-68-235-0.
  12. Милякова Е.В. Плавание для детей раннего возраста: монография / Е.В. Милякова, М.А. Ващенко, В.П. Дорган. – LAP Lambert Academic Publishing, 2017. 110 с. ISBN 978-620-2-05173-6.