Формирование рефлексивного компонента лыжниц-гонщиц в условиях тренировочных занятий

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.Т. Орлова1
Кандидат юридических наук Е.В. Наумов2
Доцент О.В. Крапивин2
В.А. Новиков2
А.Ю. Грушина2
1Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, Рязань
2Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань

Цель исследования – определить условия формирования рефлексивного компонента у лыжниц-гонщиц курсантов и студентов высших учебных заведений на учебно-тренировочных занятиях.
Методика и организация исследования. Было обследовано 17 спортсменок, которые имели уровень спортивной квалификации от I разряда до кандидата в мастера спорта (КМС). На основании учебно-методической литературы по нашей теме исследования выбраны следующие показатели рефлексивного компонента: способность к саморазвитию, самоопределению, самостоятельности (тест В.И. Андреева), сформированность самооценки (опросник Н.П. Фетискина).
Результаты исследования и выводы. У спортсменок – лыжниц-гонщиц по результатам тестов выявлено повышение уровня самостоятельности и формирование положительной самооценки.
Показано положительное влияние условий на изменения показателей рефлексивного компонента на учебно-тренировочных занятиях по лыжным гонкам у спортсменок, что подтверждается результатами выступлений на соревнованиях различного уровня.
Таким образом, определены основные условия формирования рефлексивного компонента на учебно-тренировочных занятиях у лыжниц-гонщиц курсантов и студентов высших учебных заведений: вариативность, диалог, деловые игры, тренинги, деятельность тренера-преподавателя, составление недельного плана; применение различных методов, подведение итогов.

Ключевые слова: рефлексивный компонент, самооценка, самостоятельность, лыжницы-гонщицы, учебно-тренировочный процесс, условия.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев, под ред. А.А. Бодалева. – Москва, Воронеж: Московский психолого-социальный институт МОДЭК, 2005.  – 431 с.
  2. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновац. технологий, 2003. – 608 с.
  3. Гурский А.В. Лыжные гонки: учеб. пособие / А.В. Гурский, В.В. Ермаков, Л.Ф. Кобзева. – Смоленск: СГАФКСТ, 2012. – 120 с.
  4. Донской Д.Д. Техника лыжника- гонщика / Д.Д. Доской, Х.Х. Гросс. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 136 с.
  5. Захаров П.Я. Лыжный спорт и методика преподавания: учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 050720 – «Физическая культура») / П.Я. Захаров. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. – 92 с
  6. Клюсова Т.В. Рефлексия как синтезирующая базовая способность саморазвития личности / Т.В. Клюсова // Психология в образовании. –  2000. – № 10 – С. 20 – 23.
  7. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности /А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003. – 439 с.
  8. Раменская Т.И. Лыжный спорт: учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. – М: Физическая культура, 2005. – 320 с
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психлолгии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. – 678 с.
  10. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. – 490 с.