Реабилитационный потенциал высшего образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья

Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Буркова1
Магистрант Е.С. Ягудина1
Доцент И. Барбас2
1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург
2Фракийский университет Демокрита, департамент физической культуры и спорта, Греция

Цель исследования – выявление реабилитационного потенциала образовательной среды вуза для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Методика и организация исследования. Социально-педагогическое исследование осуществлялось в процессе смешанного обучения студентов-бакалавров с инвалидностью и занимающихся по программе специальной медицинской группы Тюменского государственного университета. Всего в работе приняло участие 35 человек, имеющих установленный медико-социальной экспертизой диагноз «инвалид», и 65 студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (95 девушек и 5 юношей). Основным методом получения данных об индивидуально-психологических, социально-демографических и анамнестических данных являлась клиническая беседа с каждым из них и данные медицинской санитарной части университета. Исследование проведено в 2016  – 2019 гг.
Результаты исследования и выводы.  Среди испытуемых преобладали лица с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы, при этом 73,0% студентов считают себя «практически здоровыми»  и не имеют особых образовательных потребностей. Выявлено отсутствие серьезных осложнений в состоянии здоровья в течение учебного года, возможность осознанного самостоятельного выбора индивидуально-ориентированной образовательной траектории развития студентов, понимающее отношение педагогов к пропускам занятий по состоянию здоровья у лиц с ОВЗ. Результаты исследования демонстрируют синергический эффект инклюзивного образования инвалидов и студентов с ОВЗ, высокий реабилитационный потенциал образовательной среды вуза.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, ограниченные возможности здоровья, инвалид, реабилитация.

Литература

  1. Буркова А. М. Об опыте использования массового открытого онлайн-курса по физической культуре при организации обучения в вузе / А.М. Буркова, Е.С. Ягудина // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 11. – С. 59-62.
  2. Инвалидность и социальное положение инвалидов в России / под ред. Т.М. Малевой. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. – 256 c.
  3. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 1997. – №  6. – С. 10-15.
  4. Манжелей И.В. Средовый подход в формировании спортивного стиля жизни студенческой молодежи / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 12. – С. 9-13.
  5. Щетинина Е.Б. Современные критерии классификации профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья / Е.Б. Щетинина // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – Т. 3. – Вып. 2 (10). – С. 164-168.