Влияние физкультурно-спортивного опыта на социально-личностные характеристики студентов-первокурсников

Доктор педагогических наук, профессор В.П. Сущенко1
Доктор педагогических наук, профессор В.А. Щеголев1
А.О. Гаврилина1
И.О. Епифанов1
1Санкт-Петербургский  политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Цель исследования – определить влияние физкультурно-спортивного опыта студентов на их социально-личностные характеристики в начальном этапе обучения.
Методика и организация исследования. К научной работе было привлечено 524 студента 1-го курса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Для определения характера влияния физкультурно-спортивных  умений и навыков  студентов на их социально-личностные показатели использовались: методы оценки и самооценки физкультурно-спортивного опыта студентов; экспертный опрос; факторный анализ и др. Всестороннему анализу подвергались показатели, характеризующие групповую оценку  личности студентов, их эмоциональную экспан­сивность, индивидуальный статус и др. В процессе проводимых исследований  проводился педагогический анализ социально-психологических параметров студентов и их зависимости от физкультурно-спортивного опыта.
Результаты исследования и выводы. Было установлено, что высокий уровень физической и спортивной подготовленности студентов  обеспечивает им устойчивую учебную работоспособность. В большей степени это проявляется в первом семестре обучения в вузе. Полученные данные совпадают с материалами ранее проведенных нами исследований и позволяют говорить о том, что  физкультурно-спортивная активность студентов оказывает положительное воздействие на их учебную продуктивность. Результаты  выполненного  исследования свидетельствуют о том, что высокий уровень физической и спортивной активности студентов, а также физкультурно-спортивный опыт находятся в числе важных факторов, влияющих на рост авторитета среди сокурсников, их готовности к выполнению норм и требований ГТО,  укрепление личностного статуса и самоопределение в студенческом коллективе.

Ключевые слова:  студенческая молодежь, социально-личностные показатели, физкультурно-спортивный опыт,  учебный коллектив.

Литература

  1. Болотин А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев, В.В.  Бакаев  // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 7. – С. 16-20.
  2. Болотин А.Э. Особенности управления спортивной работой со студентами в вузах с учетом их ценностно-мотивационной ориентации / А.Э. Болотин, О.Е. Пискун, С.Н. Погодин // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 3. – С. 51-53.
  3. Варзин С.А. Сравнительная оценка личностно-психических характеристик и психического состояния студентов младших курсов / С.А. Варзин, О.Е. Пискун, Н.Н. Петрова // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 7. – С. 20-22.
  4. Пискун, О.Е. Проблемы психологической адаптации студентов младших курсов технических вузов средствами физической культуры / О.Е. Пискун, В.А. Чистяков // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 11. – С. 38-39.
  5. Сущенко В.П. Особенности личностно-профессионального развития различных категорий специалистов по физической культуре и спорту / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, А.В. Коршунов // Теория и практика физ. культуры. –  2016. –  № 6. – С. 3-6.
  6. Сущенко В.П. Механизм управления развитием современного студенческого спорта  / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, Р.А. Агаев // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 11. – С. 102-104. 
  7. Щеголев В.А. Профессиональное совершенствование субъектов управления физическим воспитанием студентов с использованием интерактивных технологий / В.А. Щеголев, О.В. Новосельцев. // Теория и практика физ. культуры. –  2015. – № 2. – С. 15-18.
  8. Щеголев  В.А. Отношение студенческой молодежи к подготовке и выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО / В.А. Щеголев, В.П. Сущенко, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 3. – С. 57-59.
  9. Ясюкова, Л.А. Влияние занятий физической культурой на адаптированность студентов технического вуза / Л.А. Ясюкова, А.М Алексанков, О.Е. Пискун // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 2. – С. 21-23.