Развитие системы непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов вуза

Кандидат педагогических наук, доцент О.Е. Пискун1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Венгерова1
В.А. Пархоменко1
Аспирант В.О. Пискун1
1Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Цель исследования – анализ развития системы непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (далее – СПбПУ) для систематизации накопленного опыта и дальнейшего совершенствования системы.
Методика и организация исследования. С 2007 по 2019 г. обследовано более 11 000 студентов 1-3-го курсов, обучающихся в СПбПУ. При реализации цели и задач непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов использовались методы, заимствованные из практики спортивной медицины, психологии и дидактики (определение уровня развития и проявления физических качеств и работоспособности).
Результаты исследования и выводы. Определены этапы разработки и внедрения непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов СПбПУ в 2007-2019 гг. Этапы различаются организационно-информационными особенностями и используемым инструментарием.
В результате оптимизации процесса мониторинга  психофизического состояния студентов за счёт внедрения информационных технологий значительно  сокращается время сбора и обработки необходимой информации для оперативной разработки программ коррекции психофизического состояния, реализация которых способствует повышению уровня соматического здоровья и адаптационных возможностей организма студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: студенты, психофизическое состояние, мониторинг, учебный процесс по физической культуре, Moodle.

Литература

  1. Болотин А.Э. Особенности управления спортивной работой со студентами в вузах с учетом их ценностно-мотивационной ориентации / А.Э. Болотин, О.Е. Пискун, С.Н. Погодин // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 3. – С. 51-53
  2. Болотин А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев.  // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 7. – С. 16-20.
  3. Венгерова Н.Н. Реализация ФГОС "3+" по физической культуре в высшей школе / Н.Н. Венгерова, Л.В. Люйк, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. – 2016. –  № 6. – С. 12-14
  4. Пискун О.Е. Условия реализации компетентностного подхода в построении учебного процесса по физической культуре в вузе / О.Е. Пискун, С.Н. Погодин, В.И. Григорьев // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 7. – С. 12-14
  5. Пискун О.Е. Особенности организации работы кафедры физической культуры при проведении непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов / О.Е. Пискун, В.О. Пискун // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути решения. – 2013. –Т. 8. – № 2. – С. 804-808
  6. Пискун О.Е. Проблемы психологической адаптации студентов младших курсов технических вузов средствами физической культуры / О.Е. Пискун, В.А. Чистяков // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 11. – С. 38-39.
  7. Пискун О.Е. Методика объективной оценки текущего психологического состояния и свойств личности для определения уровня адаптации иностранных студентов / О.Е. Пискун, Н.Н. Петрова, Б.С. Фролов, И.Л. Бондарчук // Теория и практика физ. культуры.  – 2016. – № 6. – С. 15-17.
  8. Пискун О.Е. Эволюция государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по физической культуре в современной России / О.Е. Пискун, В.А. Чистяков // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 2. – С. 29-30.
  9. Пискун О.Е. Результаты мониторинга психофизической адаптации студентов к обучению и разработка комплекса мер по охране их здоровья / О.Е. Пискун, Н.Н. Петрова, Н.Н. Венгерова // Вестник СПУ. Медицина. Серия 11. Вып. 1. – СПб: СГУ, 2011. – С. 81-92;
  10. Щеголев В.А. Профессиональное совершенствование субъектов управления физическим воспитанием студентов с использованием интерактивных технологий / В.А. Щеголев, О.В. Новосельцев // Теория и практика физ. культуры.  –  2015. –  № 2. –  С. 15-18.
  11. Ясюкова Л.А. Влияние занятий физической культурой на адаптированность студентов технического вуза / Л.А. Ясюкова, А.М.  Алексанков, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 2. – С. 21-23.