Отношение студенческой молодежи к физической культуре и спорту в аспекте теоретического анализа

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Ю.Ф. Курамшин1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Люйк2  
Кандидат педагогических наук, доцент Г.Б. Дьяченко2
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Цель исследования – анализ факторов, определяющих отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом, и определение путей воспитания у них сознательного и активного отношения к физкультурно-спортивной деятельности в условиях вуза.
Методика и организация исследования. В соответствии с целью исследования использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы. Были обобщены многочисленные эмпирические данные опросов студентов нефизкультурных вузов об их отношении к предмету «Физическая культура» и внеурочным физкультурно-спортивным занятиям.
Результаты исследования и выводы. На основе анализа и систематизации данных о ценностных отношениях студентов к учебным и внеучебным занятиям физической культурой и спортом выделены следующие группы типичных отношений: активно положительное, пассивно положительное, негативное и нейтральное. В статье приведены причины, негативно влияющие на осуществление физкультурно-спортивной деятельности, и пути повышения активности вовлечения студентов в регулярные занятия физической культурой и спортом.
В результате исследования установлено, что на отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в период обучения в вузе влияют две основные группы факторов: субъективные, выражающие внутренний мир студента, его духовность, потребности, мотивы, желания, интересы, чувства, волю, познавательные установки и ориентации в области физкультурной деятельности; объективные, лежащие за пределами субъекта деятельности и связанные с условиями и технологиями организации занятий физической культурой в вузе.

Ключевые слова: физическая культура личности, физическое воспитание студентов, ценностные ориентации, осознанное отношение.

Литература

  1. Болотин А.Э. Особенности управления спортивной работой со студентами в вузах с учетом их ценностно-мотивационной ориентации / А.Э. Болотин, О.Е. Пискун, С.Н. Погодин // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 3. – С. 51-53.
  2. Болотин А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев, В.В.  Бакаев // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 7. – С. 16-20.
  3. Виленский М.Я. Образовательные ценности физической культуры в высшей школе: содержание, свойства, функции / М.Я. Виленский // Культура физическая и здоровье. – 2017. – № 1 (61). – С. 62-67. 
  4. Изотов Е.А. Отношение к учебным занятиям по физической культуре студентов технических вузов / Е.А. Изотов, Г.В. Солдатова, А.О. Филатов // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С. 14.
  5. Козлова Е.Г. Анализ мотивации студентов к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни / Е.Г. Козлова, Н.В. Михайлов // Вестник спортивной науки. – 2019. – № 4. – С. 44-49.
  6. Коняева М.А. Роль ценностной и потребностно-мотивационной структур физической культуры при профессиональном обучении студентов консерватории / М.А. Коняева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 7. – С. 126-131.
  7. Кравцова Л.М. Ценности физической культуры в представлениях современных студентов / Л.М. Кравцова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2019. – № 5. – С. 56-57.
  8. Красникова О.С. Активизация физической активности студентов вуза путем совершенствования системы массового студенческого спорта / О.С. Красникова, Л.Г. Пащенко, С.А. Давыдова // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 8. – С. 36-38.
  9. Курамшин Ю.Ф. Проблема формирования осознанного отношения к физической культуре и спорту / Ю.Ф. Курамшин // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма. – Уфа, 2019. – С. 94-97.
  10. Лотоненко А.В. Молодежь и физическая культура / А.В. Лотоненко, Е.А. Стеблецов. – М.: Физкультура, образование и наука, 1996. – 317 с.
  11. Лубышева Л.И. Анализ развития студенческого спорта: состояние и перспективы / Л.И. Лубышева, Н.В. Пешков // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 1. – С. 39-41.
  12. Освоение дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе с применением инновационных технологий / С.М. Лукина, Ю.Я. Лобанов, А.В. Шаронова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 4. – С. 44-45.
  13. Пащенко Л.Г. Субъективное отношение к состязательной деятельности участников студенческих соревнований / Л.Г. Пащенко // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 8. – С. 66-68.
  14. Пискун О.Е. Условия реализации компетентностного подхода в построении учебного процесса по физической культуре в вузе / О.Е. Пискун, С.Н. Погодин, В.И. Григорьев // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 7. – С. 12-14.
  15. Сущенко В.П. Механизм управления развитием современного студенческого спорта / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, Р.А. Агаев // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 11. – С. 102-104.
  16. Филиппов Ю.А. Комплексный анализ отношения студентов Северо-Кавказского федерального университета к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни / Ю.А. Филиппов, О.В. Резенкова, И.В. Шаталова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 4 (170). – С. 355-357.
  17. Щеголев В.А. Отношение студенческой молодежи к подготовке и выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО / В.А. Щеголев, В.П. Сущенко, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 3. – С. 57-59.