Роль превентологического образования в формировании культуры здорового образа жизни студентов

Доктор психологических наук И.С. Крутько1
Кандидат педагогических наук Е.В. Осипчукова1
Кандидат философских наук З.В. Сенук1
1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

Цель исследования – обозначить роль превентологического образования в формировании культуры здорового образа жизни студентов, частично реализованного в Уральском федеральном университете.
Методика и организация исследования. Жанр статьи – обзор, дизайн – феноменологический, используются общенаучные методы. Проведен опрос среди студентов в отношении  эффективности профилактических мер  борьбы с алкопотреблением, наркоманией в студенческой среде. Также в ходе исследования осуществлялся  анализ  образовательной программы превентологии в УрФУ.
Предметный охват статьи распространяется в масштабе России, аппроксимируется более широко.
Результаты исследования и выводы. Авторы обобщают практику превентологического образования по магистерской программе «Превентология» в рамках направления «Организация работы с молодежью», описывают подготовку магистра-превентолога. Магистерская программа по превентологии в УрФУ сочетает различные обучающие стили, подходы и методики профилактической работы; обучение по программе проводится в значительном проценте практиками, представителями работодателей; магистранты участвуют в проектах; используются интерактивные технологии обучения; интегративные спецкурсы.
В рамках программы «Превентология» формируются специфические компетенции: способность собирать, оценивать и анализировать информацию о предпосылках формирования социальных отклонений в молодёжной среде; способность разрабатывать систему мер и мероприятий по профилактике социальных отклонений, согласовывать действия заинтересованных сторон по первичной профилактике и т.д.
Исходя из проведенного анализа, авторами обосновывается организация превентологической работы в вузе. Авторами делается вывод, что осознанная практическая система превентологической работы в университетах позволит сформировать специалистов, способных менять нашу ментальность, и даст возможность выйти на новый профессиональный уровень в области сохранения социального здоровья нового сообщества в России.

Ключевые слова: социальные отклонения поведения, превентология, профилактическая деятельность, аддикции, девиации, модель превентологического образования, социальный контроль.

Использованная литература

  1. Ананьев В.А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения : монография / В.А. Ананьев, Я.В. Малыхина, М.А. Васильев; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена [Каф. клинич. психологии и др.]. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2003. – 171 с.
  2. Девиантность в обществе потребления: коллективная монография / Я.И. Гилинский, В. Ильин, Т.В. Шипунова и др.; под ред. Я.И.  Гилинского, Т.В. Шипуновой. – Науч. изд. – Санкт-Петербург: Издательский Дом Алеф-Пресс, 2012. – 464 с.
  3. Дугарова Е.Н. Проявления алкогольной девиации в студенческой среде: на материалах высших учебных заведений Республики Бурятия: дис. ... канд. социол. наук / Е.Н.  Дугарова. – Улан-Удэ, 2011. – 168 с.
  4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для практических работников / Р.В. Овчарова. – М.: «Сфера», «Юрайт-М», 2001. – С. 286-287.
  5. Отчет о выполнении научного исследования «Положение молодежи Свердловской области». Договор № Н.803.210.001/18 от 27.04.2018.
  6. Хуснутдинова, З.А. Основные вопросы реализации магистерской программы «Профилактика социальных отклонений (Превентология)» [Текст] / З.А. Хуснутдинова, Г.Р. Мануйлова, Е.Ю. Горбаткова, Т.А. Титова // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 1053-1056. URL https://moluch.ru/archive/62/9641/ (дата обращения: 02.02.2020).