Роль превентологического образования в формировании культуры здорового образа жизни студентов

ˑ: 

Доктор психологических наук И.С. Крутько1
Кандидат педагогических наук Е.В. Осипчукова1
Кандидат философских наук З.В. Сенук1
1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

Цель исследования – обозначить роль превентологического образования в формировании культуры здорового образа жизни студентов, частично реализованного в Уральском федеральном университете.
Методика и организация исследования. Жанр статьи – обзор, дизайн – феноменологический, используются общенаучные методы. Проведен опрос среди студентов в отношении  эффективности профилактических мер  борьбы с алкопотреблением, наркоманией в студенческой среде. Также в ходе исследования осуществлялся  анализ  образовательной программы превентологии в УрФУ.
Предметный охват статьи распространяется в масштабе России, аппроксимируется более широко.
Результаты исследования и выводы. Авторы обобщают практику превентологического образования по магистерской программе «Превентология» в рамках направления «Организация работы с молодежью», описывают подготовку магистра-превентолога. Магистерская программа по превентологии в УрФУ сочетает различные обучающие стили, подходы и методики профилактической работы; обучение по программе проводится в значительном проценте практиками, представителями работодателей; магистранты участвуют в проектах; используются интерактивные технологии обучения; интегративные спецкурсы.
В рамках программы «Превентология» формируются специфические компетенции: способность собирать, оценивать и анализировать информацию о предпосылках формирования социальных отклонений в молодёжной среде; способность разрабатывать систему мер и мероприятий по профилактике социальных отклонений, согласовывать действия заинтересованных сторон по первичной профилактике и т.д.
Исходя из проведенного анализа, авторами обосновывается организация превентологической работы в вузе. Авторами делается вывод, что осознанная практическая система превентологической работы в университетах позволит сформировать специалистов, способных менять нашу ментальность, и даст возможность выйти на новый профессиональный уровень в области сохранения социального здоровья нового сообщества в России.

Ключевые слова: социальные отклонения поведения, превентология, профилактическая деятельность, аддикции, девиации, модель превентологического образования, социальный контроль.

Использованная литература

  1. Ананьев В.А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения : монография / В.А. Ананьев, Я.В. Малыхина, М.А. Васильев; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена [Каф. клинич. психологии и др.]. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2003. – 171 с.
  2. Девиантность в обществе потребления: коллективная монография / Я.И. Гилинский, В. Ильин, Т.В. Шипунова и др.; под ред. Я.И.  Гилинского, Т.В. Шипуновой. – Науч. изд. – Санкт-Петербург: Издательский Дом Алеф-Пресс, 2012. – 464 с.
  3. Дугарова Е.Н. Проявления алкогольной девиации в студенческой среде: на материалах высших учебных заведений Республики Бурятия: дис. ... канд. социол. наук / Е.Н.  Дугарова. – Улан-Удэ, 2011. – 168 с.
  4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для практических работников / Р.В. Овчарова. – М.: «Сфера», «Юрайт-М», 2001. – С. 286-287.
  5. Отчет о выполнении научного исследования «Положение молодежи Свердловской области». Договор № Н.803.210.001/18 от 27.04.2018.
  6. Хуснутдинова, З.А. Основные вопросы реализации магистерской программы «Профилактика социальных отклонений (Превентология)» [Текст] / З.А. Хуснутдинова, Г.Р. Мануйлова, Е.Ю. Горбаткова, Т.А. Титова // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 1053-1056. URL https://moluch.ru/archive/62/9641/ (дата обращения: 02.02.2020).