Семья как ресурс в формировании и реализации здорового образа жизни в пожилом возрасте

Кандидат психологических наук, доцент К.Г. Сердакова1
Кандидат медицинских наук, доцент Н.М. Шустикова1
Кандидат психологических наук, доцент Т.Ю. Садовникова2
Аспирант А.Д. Сердакова1,2
1Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва
2МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва

Цель исследования – выявление роли семьи в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ)  пожилого человека.
Методика и организация исследования. В ходе обобщения медицинской, психологической, педагогической  и  методической литературы осуществлялся теоретико-методологический анализ представлений о научном концепте «здоровьеориентированная ресоциализация людей в пожилом возрасте» и определялись её праксиологические характеристики.
Результаты исследования и выводы. Обсуждается проблема формирования и реализации здорового образа жизни в пожилом возрасте и показана роль семьи в ресурсном обеспечении здоровья. Проведен анализ представлений о научных концептах «семья», «семейная система», «здоровый образ жизни», определены сущностные характеристики здоровьеориентированной ресоциализации личности в пожилом возрасте и обоснована  роль семьи как ресурса в формировании здорового образа жизни людей на этом этапе онтогенеза. Особое внимание уделено рассмотрению здоровьеориентированной ресоциализации личности как важного условия в формировании ценностно-смысловых установок на здоровье у пожилых людей. На основе анализа и обобщения литературы предложено  научно обоснованное определение понятия «здоровьеориентированная ресоциализация личности в пожилом возрасте»  и  доказано, что семья может выступать в качестве важного ресурса в формировании и реализации здорового образа жизни пожилыми людьми.
Определяющую роль в формировании здорового образа жизни людей пожилого возраста играет здоровьеориентированная ресоциализация, выступающая условием реализации здорового образа жизни.

Ключевые слова: семья, семейная система, функции семьи, пожилой возраст, здоровьеориентированная социализация, ресурсная функция семьи, здоровый образ жизни, здоровьесбережение, здоровьеориентированная ресоциализация.

Литература

  1. Абаскалова Н.П. Педагогика здоровья: новый этап развития: монография / Н.П. Абаскалова, В.Н. Ирхин, А.Г.  Маджуга / под общ. ред. А.Г. Маджуга. – Стерлитамак: Изд-во «Фобос», 2014. – 242 с.
  2. Андреев Ю.П. Роль социальных институтов в жизни общества / Ю.П. Андреев // Общественно-политический и научный журнал «Россия». – 2001. – № 1. – С. 12-18.
  3. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. – М., 1999. – 692 с.
  4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
  5. Перинская Н.А. Ресоциализация. / Энциклопедия гуманитарных наук / Н.А. Перинская // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – № 4. – С. 161-162.
  6. Садовникова Т.Ю. Опыт эмпирических исследований функционирования российской семьи: системный подход / Т.Ю. Садовникова // Научно-практическая конференция Психическое здоровье человека и общества. Актуальные междисциплинарные проблемы. 30 октября 2017 г. Москва. МГУ имени М.В. Ломоносова // Сборник. Под ред. Г.П. Костюка. – 2018. – С. 649-681.