Психологическое благополучие преподавателей физической культуры вуза

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Изотов1
Я.И. Новицкий1
Кандидат психологических наук, доцент Г.В. Солдатова2
1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург

Цель исследования – изучение психологического благополучия преподавателей физической культуры вуза.
Методика и организация исследования. Проведено анкетирование 22 преподавателей физической культуры и 25 преподавателей других дисциплин Санкт-Петербургского горного университета (разного пола, возраста и стажа работы). Опрос проводился по методике Perrudet-Badoux-Mendelsohn-Chiche в адаптации А.А. Рукавичникова «Шкала субъективного благополучия». Полученные данные обрабатывались методами вариационной (определение средних арифметических и стандартных отклонений) и математической (определение достоверности различий по критерию t-Стьюдента) статистики.
Результаты исследования и вывод. Преподаватели физической культуры вуза характеризуются высоким уровнем психологического благополучия, что находит особенно яркое отражение в эмоциональной сфере личности и имеет большое позитивное значение для образовательного процесса. По ряду показателей они статистически достоверно отличаются от преподавателей других дисциплин: обладают меньшей напряженностью и чувствительностью, психиатрической симптоматикой, склонностью к перепадам настроения и более высокой самооценкой здоровья. Сравнительный анализ групп преподавателей по критерию педагогического стажа (до и после 15 лет профессиональной деятельности) показал, что по мере увеличения стажа происходят негативные изменения в отношении некоторых характеристик психологического благополучия: отмечается снижение самооценки здоровья, рост напряженности и чувствительности, а также некоторые функциональные психические нарушения, что, по-видимому, является возрастной тенденцией. В то же время преподаватели с большим стажем характеризуются более высокой удовлетворенностью повседневной деятельностью. Сравнительный анализ показателей психологического благополучия в выборках преподавателей мужского и женского пола не показал существенных различий. Преподавание физической культуры в вузе является позитивным фактором психологического благополучия личности. Однако с ростом педагогического стажа происходят некоторые его деформации, что может требовать определенной психопрофилактической работы с преподавателями.

Ключевые слова: психологическое благополучие, преподаватели физической культуры, студенты.

Литература

  1. Банников Г.С. Психологическое благополучие специалистов, работающих в системе образования мегаполиса / Г.С. Банников, Т.С. Павлова // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. – М.: ФГБОУ ВО  МГППУ, 2015. – C. 84-89.
  2. Герасимова И.А. Использование методов психологического благополучия преподавателями физической культуры в вузах // И.А.  Герасимова, С.И. Копылов // Сервис Plus. – 2015. – Т. 9. – №  1. – С. 48-56.
  3. Гутко А.В. Формирование психологической компетентности у будущего учителя физической культуры: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.В. Гутко. – Нижний Новгород, 2011. – 18 с.
  4. Ермолаева М.В. Психологическое благополучие учителя в контексте его психологической культуры / М.В. Ермолаева, Д.В. Лубовский // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – 2017. – Вып. 3. – С. 92-97.
  5. Заусенко И.В. Психологическое благополучие педагога / И.В.  Заусенко // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 6. – С. 14-19.
  6. Ильина Н.Л. Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека / Н.Л. Ильина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 12 (70). – С. 69-74.
  7. Литвинова Е.Ю. Психологическое благополучие и эмоциональное выгорание педагогов образовательных комплексов на разных этапах инновационного процесса / Е.Ю. Литвинова, М.А. Харченко, А.В. Погодина // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2018. – Т. 3. – № 2. – С. 96-119.
  8. Павлоцкая Я.И. Психологическое благополучие и социально-психологические характеристики личности: монография / Я.И.  Павлоцкая. – Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС, 2016. – 168 с.
  9. Эльмурзаев М.А. Социально-педагогическая модель здоровья и физической рекреации / М.А. Эльмурзаев, И.А. Панченко, Н.В.  Пахолкова // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – №  6. – С. 44-47.
  10. Аслаханов С-А.М. Социальный аспект адаптационно-восстановительной модели физической рекреации / С-А.М. Аслаханов, М.А. Эльмурзаев. А.И. Коваленко // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С. 34-36.