Понятийное поле концепции технико-тактической подготовки лиц с отклонениями в состоянии здоровья в шахматном спорте

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1
Доктор педагогических наук, доцент C.Н. Фомина1
1Российский государственный социальный университет, Москва

Цель исследования – структурировать и формализовать понятийное поле концепции технико-тактической подготовки лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом системных направлений и приоритетных путей развития шахматного спорта.
Методика и организация исследования. При использовании индукционного подхода представлена авторская семантическая сеть концепции технико-тактической подготовки лиц с отклонениями в состоянии здоровья в шахматном спорте. Структуру сети образуют вершины предметной области – спортивная и социальная сферы. Ядром сети является адаптивная технико-тактическая подготовка, осуществляющая управление соревновательно-тренировочными педагогическими процессами с использованием комплексного педагогического контроля.
Результаты исследования и выводы. В рамках теоретического эксперимента было осуществлено переосмысление содержания и структуры шахмат как вида адаптивного спорта и введено новое фундаментальное понятие методологии шахмат – шахматный адаптивный спорт.

Ключевые слова: шахматный адаптивный спорт, технико-тактическая подготовка, лица с отклонениями в состоянии здоровья, семантическая сеть, семантическое ядро, цифровизация.

Литература

  1. Абалян А.Г. Система комплексного педагогического контроля в подготовке спортсменов-паралимпийцев высокого класса: автореф. дис. ... докт. пед. наук / А.Г. Абалян. – М., 2019. – 37 с.
  2. Авакова Л.А. Структурно-семантический и функциональный анализ терминосистемы Шахматы: автореф. дис. ... канд. фил. наук / Л.А. Авакова. – Майкоп, 2006. – 21 с.
  3. Алифиров А.И. Теоретические и практические аспекты внедрения шахмат в российской школе / А.И. Алифиров, И.В. Михайлова, А.С. Махов и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 5. – С. 53-55.
  4. Вершинин М.А. Особенности формирования стратегического мастерства шахматистов / М.А. Вершинин, Ч.А. Боваев // Теория и практика физ. культуры. – 2009. – № 5. – С. 72-77.
  5. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / C.П. Евсеев. – М.: Спорт, 2016. – 616 с.
  6. Линдер В.И. Короли шахматного мира: Жизнь и игра сквозь призму энцикл. / В.И. Линдер, И.М. Линдер. – М.: Большая рос. энцикл.: Терра-спорт, 2001. – 974 с.
  7. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и сиcтемы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. – Киев: Олимпийская литература, 1999. – 317 c.
  8. Михайлова И.В. Шахматы для лиц с нарушениями психического и интеллектуального развития / И.В. Михайлова, А.И. Алифиров // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 3. – С. 46-47.
  9. Новиков А.М. Методология / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: СИНТЕГ, 2007. – 668 с.
  10. Попов Р.В. Русская спортивная терминология (На материале баскетбольной терминосистемы): дис. ... канд. фил. наук / Р.В. Попов. – Северодвинск, 2003. – 264 c.
  11. Рылов А.С. Терминологическая система «Футбол» в русском языке: дис. ... канд. фил. наук / А.С. Рылов. – Нижний Новгород, 1998. – 250 с.
  12. Степанова О.Н. Управленческая деятельность тренера: виды, объекты, критерии эффективности / О.Н. Степанова, А.С. Махов, Е.Н. Латушкина и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 66-68.