Модель инклюзивного образовательного процесса по физическому воспитанию в условиях общеобразовательной организации

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Андреев1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова2
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Фоминых1
Доктор педагогических наук, доцент И.Е. Коновалов2
Кандидат педагогических наук, профессор Ю.В. Болтиков2
1Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан
2Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань

Цель исследования – разработка и апробация инновационной модели инклюзивного физического воспитания в условиях общеобразовательной организации.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ № 50» г. Абазы, Республика Хакасия. На основании результатов Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» была представлена рассматриваемая модель, где общеобразовательная организация на правах финалиста вошла в состав Ассоциации инклюзивных школ России. Реализация инновационной модели образовательного процесса осуществляется с инклюзией детей 5 нозологических групп.
Результаты исследования и выводы. Полученные результаты исследования по апробированию экспериментальной модели инклюзивного образования по физическому воспитанию свидетельствуют об эффективности применяемых форм, которые содержат в себе направления: физическая культура в инклюзивных классах; адаптивная физическая культура (АФК) в специальных (коррекционных) классах; физическая реабилитация средствами АФК детей-инвалидов; адаптивная рекреация (иппотерапия, оздоровительное плавание, ближний туризм). Модель представляет организованную систему инклюзивного образования по обеспечению основного процесса обучения, коррекции, компенсации отклонений и двигательных нарушений, развитию различных форм альтернативного обучения, комплексного сопровождения всех учащихся. По окончании исследования был сформирован показатель компетенции самостоятельного развития, обучающийся способен определить из накопленного объема направления для физического, личного и социального развития. Сформирован показатель жизненной компетенции в форме увеличения контактов в социальной сфере.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, модель инклюзивного образования, физическое воспитание.

Литература

  1. Андреев В.В. Комплексная коррекция двигательных расстройств у детей младшего школьного возраста с ДЦП в условиях средней общеобразовательной школы / В.В. Андреев // Адаптивная физическая культура. –2016. – № 2. – С. 31-33.
  2. Коновалов И.Е. Особенности формирования готовности людей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в высшем учебном заведении / И.Е. Коновалов, Д.И. Осенкова // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 13. – С. 14-17.
  3. Парфенова Л.А. Инклюзивно-адаптивные виды двигательной деятельности как средство психофизического совершенствования молодежи с ограниченными возможностями здоровья / Л.А. Парфенова, И.Е. Коновалов, Е.В. Макарова // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 52-6. – С.  181-187.
  4. Парфенова Л.А. Межпредметный подход в физическом воспитании школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья / Л.А. Парфенова, Л.Д. Назаренко, И.Н. Тимошина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – № 1. – С. 53-59.