Совершенствование процесса физического воспитания на основе применения «Физиологического портрета студента вуза»

Кандидат педагогических наук, доцент В.К. Таланцева1
Кандидат биологических наук, доцент Н.В. Алтынова1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Пьянзина2
1Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Чебоксары
2Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Чебоксары

Цель исследования – экспериментально проверить эффективность применения «Физиологического портрета студента вуза» для совершенствования процесса физического воспитания.
Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «Чувашская ГСХА» с привлечением 33 студентов 1-го курса (21 девушка и 12 юношей), отнесенных по состоянию здоровья для занятий по физической культуре к основной медицинской группе. Возрастной диапазон обучающихся варьировался от 17 до 19 лет. Для оценки основных показателей здоровья и тренированности студентов использовался разработанный «Физиологический портрет студента вуза». Он включал показатели физического развития, функциональных возможностей основных физиологических систем и физических способностей обучающихся.
Результаты исследования и выводы. В ходе эксперимента преподавателями кафедры физического воспитания в рамках учебного процесса велось методическое сопровождение обследованных студентов, а именно: индивидуализировалась нагрузка, проводились обсуждения со студентами вопросов сохранения и укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности и т.д.; велись консультации обучающихся по проведению самостоятельных занятий и составлению индивидуальных комплексов упражнений, по вопросам совершенствования физических качеств, питания, гигиены и др.
Установлено, что использование ФПСв в учебном процессе по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)» способствовало повышению качества подготовки обучающихся.

Ключевые слова: студент, здоровье, мониторинг, физиологический портрет студента вуза.

Литература

  1. Барыбина Л.Н. Применение алгоритма индивидуализации процесса физического воспитания студентов / Л.Н. Барыбина, Н.А.Коломиец, В.А. Комоцкая // Физическое воспитание студента. – 2014. – № 6. – С. 3-7.
  2. Гибадуллин И.Г. Показатели физических и психологических резервов организма студентов / И.Г. Гибадуллин, И.В. Нюняев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2015. – № 1 (34). – С. 37-41.
  3. Калиничев П.О. Причины ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи [Эл. ресурс] / П.О. Калиничев // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по матер. XLIV  междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4 (43). – Режим доступа: URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения: 18.11.2018).
  4. Меерманова И.Б. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях / И.Б. Меерманова, Ш.С. Койгельдинова, С.А. Ибраев // Междунар. журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 2-2. – С. 193-197.
  5. Яцун С.М. Мониторинг состояния здоровья и физического развития студентов КГУ и реализация его результатов в электронном «Паспорте здоровья» / С.М. Яцун, Д.В. Беcпалов, А.С. Горбунова // Здоровье для всех. – 2016. – № 1. – С. 3-7.