Конвергенция информационных и когнитивных технологий в обучении спортсменов двигательным действиям

Доктор педагогических наук, профессор И.Д. Свищёв1
Доктор биологических наук, профессор Р.В. Тамбовцева1
Кандидат биологических наук, профессор В.Н. Черемисинов1
Кандидат педагогических наук, доцент А.К. Беляков1
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Цель исследования – научно обосновать методику конвергенции «инфо-когно» технологий обучения двигательным действиям спортсменов на основе анализа триад объектов обучения с учетом информационно-визуальных программ, матрично целевого подбора упражнений и преобразования двигательных действий. 
Методика и организация исследования. В рамках научной работы проводился анализ научно-методической литературы, опрос, информационные (ИТ) и когнитивные технологии (КТ), метод анализа триад объектов, метод «ИТКТ-конвергенции», метод экспертных оценок, метод моделирования, метод информационно-визуальных программ метод визуального мышления спортсмена, метод матрично-целевого подбора упражнений, метод преобразования двигательного действия, метод проектирования программы тренировочного занятия
Результаты исследования и выводы. Выявлены подходы к формированию конвергенции как взаимопроникновение «инфо-когно» технологий обучения двигательным действиям спортсменов на основе анализа триад объектов обучения, с учетом информационно-визуальных программ, матрично целевого подбора упражнений и преобразования двигательных действий, что позволило разработать дополнительную форму проведения тренировочного занятия.

Ключевые слова: информационные и когнитивные технологии, триады объектов, конвергенция, информационно-визуальные программы, визуальное мышление, матрично-целевой подбор упражнений, преобразование двигательного действия, проектирование программы тренировочного занятия.

Литература

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. – М.: Прогресс, 1974. – 392 с.
  2. Ефременко Д.В. NBIC-конвергенция как проблема социально-гуманитарного знания / Д.В. Ефременко, В.Н. Гиряева, Я.В. Евсеева // Эпистемология и философия науки, т. XXXIV. – 2012. – № 4. – С. 112-129.
  3. Косоногов В. Зеркальные нейроны: краткий научный обзор / В. Косоногов. – Ростов-на-Дону, 2009 г. – 24 с.
  4. Маслов В.М. Наглядность и визуализация в парадигмальном и гуманистических планах / В.М. Маслов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – 35 с.
  5. Рамачандран В.С. Рождение разума. Загадки нашего сознания / В.С. Рамачандран. – М.: Олимп-Бизнес, 2006. – 224 с.
  6. Свищёв И.Д. Дополнительные научные подходы к обучению двигательным действиям единоборцев / И.Д. Свищёв // Боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика, воспитание: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (10 октября 2019). – М.: Анта Пресс, 2019. – С. 34-47.
  7. Свищёв И.Д. Начальное обучение двигательным действиям юных дзюдоистов / И.Д. Свищёв // Материалы межкафедральной научно-практической конференции кафедр ТиМ единоборств, ТиМ гандбола, кафедры биохимии и биоэнергетики спорта им. Н.И. Волкова «Педагогические и биологические проблемы подготовки кадров по спортивным играм и единоборствам». Ч. 1. – М.: РГУФКСМиТ, 23 ноября 2019. – С. 12-18.