Формирование основ системы физического воспитания в военно-учебных заведениях России во второй половине xix века в условиях военной реформы

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент М.П. Стародубцев
Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург

Цель исследования – выявить особенности формирования основ системы физического воспитания в военно-учебных заведениях России во второй половине XIX в. в историческом аспекте.
Результаты исследования и выводы. Автор указывает, что в современном понимании физическое воспитание представляет собой структурную составляющую педагогического процесса, направленную на укрепление физических сил и здоровья, формирование гигиенических навыков и правил ведения здорового образа жизни в целях гармоничного развития личности обучающихся. Историческая необходимость создания упорядоченной системы управления физическим воспитанием в рамках военного ведомства обусловлена, по мнению автора, появлением в России регулярной армии и первых военно-учебных заведений, требовавших повышения уровня физической подготовленности солдат и офицеров в целях обеспечения боеспособности Русской армии.
Автор последовательно рассматривает периоды проведения военной реформы, уделяя особое внимание вкладу в разработку теории и методики физического воспитания выдающихся государственных деятелей той эпохи, благодаря которым педагогическая наука обогатилась знаниями о целях, задачах, формах и методах физического воспитания.
Автором сделан вывод, что к концу XIX в. в России сложилась довольно упорядоченная система физического воспитания, базирующаяся на прогрессивных преобразованиях в сфере военного управления и образования, в основу этой системы были положены принципы доступности, последовательности и системности осуществления физической подготовки военнослужащих как в действующих воинских подразделениях, так и в военно-учебных заведениях.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая подготовка, система военного управления, система военного образования, реформа военного образования, теория и методика физического воспитания, военно-физическая подготовка.

Литература

  1. Бодриченко И.А. Эволюция стрелкового дела в русской армии: вторая половина XIX – начало XX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук / И.А. Бодриченко. – М., 2007. – 30 с.
  2. Ворожко Ю.В. Формирование российской системы управления физической культурой и спортом во второй половине XIX века / Ю.В. Ворожко // Омский научный вестник. – 2010. – №  6 (92). – С. 173-175.
  3. Кудряшев А.В. Модернизация педагогической подготовки учителей в 1860-1870-е гг. / А.В. Кудряшев // Проблемы современного образования. – 2014. – № 1. – С. 41-50.
  4. Милютин Д.А. Воспоминания. 1860-1862 / Д.А. Милютин. – М.: «Редакция альманаха «Российский Архив», 1999. – 559 с.
  5. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
  6. Пашков В.И. Жизненный путь генерал М.И. Драгомирова и его военно-педагогические взгляды / В.И. Пашков // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. – М.: «Юнити-Дана», 2017. – № 1. – С. 45-47.
  7. Терещенко А.Г. К вопросу о физическом воспитании будущих офицеров в военно-учебных заведениях России во второй половине XIX века / А.Г. Терещенко // Культура физическая и здоровье. – 2011. – № 3. – С. 81-83.