Психолого-педагогические компоненты тренировочного процесса каратистов

Кандидат психологических наук, доцент Н.И. Хохлова1
Кандидат философских наук, доцент Т.А. Родермель1
1Сургутский государственный университет, Сургут

Цель исследования – выявить взаимосвязь психологических и педагогических компонентов тренировочного процесса спортсменов, занимающихся карате.
Методика и организация исследования. В эксперименте участвовали две экспериментальные группы: ЭГ1 – 25 человек и ЭГ2 – 18 человек (г. Нижневартовск), группы находились в предсоревновательном периоде. Участие в опросе приняли дети в возрасте от 8 до 17 лет и взрослые от 33 до 49 лет с уровнем подготовленности от 1 года и выше. Для анализа педагогических и психологических компонентов тренировочного процесса авторы посетили несколько (6-8) тренировок в исследуемых спортивных группах, в процессе которых было осуществлено: 1) целенаправленное наблюдение, диагностика взаимоотношений тренера со спортсменами, определение стиля педагогической деятельности тренера.
Результаты исследования и выводы. Показано, что минимизация психологических составляющих затрудняет реализацию потенциала спортсмена как в тренировочном процессе, так и в личностном развитии. При этом отсутствие ориентировки тренера на осознание спортсменом выполняемых действий обуславливает затруднения во взаимодействии тренера и спортсмена. При наличии разных педагогических стилей деятельности тренера в оценке спортсменов преобладает эмоциональный компонент. Сочетание высоких показателей по эмоциональному компоненту и затруднений во взаимодействии спортсменов с тренером свидетельствует о фиксации спортсменов на внешних составляющих аспектах тренировочного процесса, что ограничивает возможности как самих спортсменов, так и результативности тренировочного процесса.

Ключевые слова: тренировочный процесс, каратэ, восточные единоборства, психологическое сопровождение.

Литература

  1. Дьякова Д.С. Психолого-педагогический анализ тренировочного процесса спортсменов каратэ / Д.С. Дьякова, Н.И. Хохлова // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения: Сб. ст. XVIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Сургут: ИД «Россиздат» (ИП Казаченко Л.Ю.), 2019. – С.142-146.
  2. Кудинова В.А. Мониторинг развития видов спорта в России / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 5. – С. 42-43.
  3. Мельник Е.В. Психология тренера: теория и практика: методические рекомендации / Е.В. Мельник, Е.В. Силич, Н.В. Кухтова. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2014. – 58 с.