Технологии контроля и оценки координационных способностей в системе спортивного отбора

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Ботяев1
Аспирант С.В. Ботяев2
Доцент В.К. Тулаев2
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин3
Кандидат педагогических наук, доцент В.Ю. Лосев3
1Сургутский государственный педагогический университет, Сургут
2Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск, Казахстан
3Сургутский государственный университет, Сургут

Цель исследования – научно обосновать необходимость диагностики координационных способностей в качестве объективного маркера в оценке перспективности юного спортсмена.
Методика и организация исследования. Общий уровень координационной подготовленности определялся блоком тестовых заданий (n-16), прошедших апробацию в ранее проведенных нами исследованиях, где показали высокий коэффициент надежности, стабильности и прогностической информативности. Каждая отдельная способность оценивалась блоком однородных, гомогенных заданий.
Проведенное тестирование позволило всех участников эксперимента разделить (условно) на четыре группы пригодности: группа перспективных – 4 юные гимнастки; группа пригодных, положительная перспектива – 7 гимнасток; условно пригодные, с сомнительной перспективой – 6 гимнасток; непригодные – отрицательная перспектива – 6 гимнасток.
Оценка результатов тестирования осуществлялась по разработанным нами нормативам перспективно-прогностических моделей координационной подготовленности.
Результаты исследования и выводы. Анализ экспериментальных данных показывает, что спортсменки, отнесенные к 1-й и 2-й группам, гораздо успешнее осваивают технический арсенал гимнастических упражнений. Только на одном снаряде, опорный прыжок, уровень освоенности упражнений имеет статистически неподтвержденные различия, в то же время эксперты отмечают, что гимнастки 1-й группы, выполняя прыжки, демонстрируют более перспективную технику, в основе которой лежит тонкая межмышечная координация.
Таким образом, расширение базы контрольно-переводных испытаний за счет включение в них двигательно-координационных тестов значительно повышает объективность оценки перспективности юного спортсмена. Результаты педагогического эксперимента полностью подтвердили нашу гипотезу о необходимости диагностики координационных способностей в процессе отбора и оценки перспективности юных гимнастов.

Ключевые слова: спортивный отбор, координационные способности, диагностика, тестирование, техническая подготовленность.

Литература

  1. Антипов А.В. Комплексная система отбора юных спортсменов на различных этапах подготовки в футбольных академиях / А.В. Антипов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2019. – № 5. – С. 20-22
  2. Ботяев В.Л. Место координационных способностей в системе спортивного отбора / В.Л. Ботяев. – Сургут : РИО СурГПУ, 2016. – 301 с.
  3. Волков В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 175 с.
  4. Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта: монография / В.П. Губа. – М.: Советский спорт, 2008. – 302 с.
  5. Иссурин В.Б. Координационные способности спортсменов / В.Б. Иссурин, В.И. Лях. – М.: ООО Изд-во «Спорт», 2019. – 208 с.
  6. Иссурин В.Б. Спортивный талант: прогноз и реализация / В.Б. Иссурин. – М.: ООО Изд-во «Спорт», 2017. – 364 с.