Технологии контроля и оценки координационных способностей в системе спортивного отбора

Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Ботяев1
Аспирант С.В. Ботяев2
Доцент В.К. Тулаев2
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин3
Кандидат педагогических наук, доцент В.Ю. Лосев3
1Сургутский государственный педагогический университет, Сургут
2Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск, Казахстан
3Сургутский государственный университет, Сургут

Цель исследования – научно обосновать необходимость диагностики координационных способностей в качестве объективного маркера в оценке перспективности юного спортсмена.
Методика и организация исследования. Общий уровень координационной подготовленности определялся блоком тестовых заданий (n-16), прошедших апробацию в ранее проведенных нами исследованиях, где показали высокий коэффициент надежности, стабильности и прогностической информативности. Каждая отдельная способность оценивалась блоком однородных, гомогенных заданий.
Проведенное тестирование позволило всех участников эксперимента разделить (условно) на четыре группы пригодности: группа перспективных – 4 юные гимнастки; группа пригодных, положительная перспектива – 7 гимнасток; условно пригодные, с сомнительной перспективой – 6 гимнасток; непригодные – отрицательная перспектива – 6 гимнасток.
Оценка результатов тестирования осуществлялась по разработанным нами нормативам перспективно-прогностических моделей координационной подготовленности.
Результаты исследования и выводы. Анализ экспериментальных данных показывает, что спортсменки, отнесенные к 1-й и 2-й группам, гораздо успешнее осваивают технический арсенал гимнастических упражнений. Только на одном снаряде, опорный прыжок, уровень освоенности упражнений имеет статистически неподтвержденные различия, в то же время эксперты отмечают, что гимнастки 1-й группы, выполняя прыжки, демонстрируют более перспективную технику, в основе которой лежит тонкая межмышечная координация.
Таким образом, расширение базы контрольно-переводных испытаний за счет включение в них двигательно-координационных тестов значительно повышает объективность оценки перспективности юного спортсмена. Результаты педагогического эксперимента полностью подтвердили нашу гипотезу о необходимости диагностики координационных способностей в процессе отбора и оценки перспективности юных гимнастов.

Ключевые слова: спортивный отбор, координационные способности, диагностика, тестирование, техническая подготовленность.

Литература

  1. Антипов А.В. Комплексная система отбора юных спортсменов на различных этапах подготовки в футбольных академиях / А.В. Антипов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2019. – № 5. – С. 20-22
  2. Ботяев В.Л. Место координационных способностей в системе спортивного отбора / В.Л. Ботяев. – Сургут : РИО СурГПУ, 2016. – 301 с.
  3. Волков В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 175 с.
  4. Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта: монография / В.П. Губа. – М.: Советский спорт, 2008. – 302 с.
  5. Иссурин В.Б. Координационные способности спортсменов / В.Б. Иссурин, В.И. Лях. – М.: ООО Изд-во «Спорт», 2019. – 208 с.
  6. Иссурин В.Б. Спортивный талант: прогноз и реализация / В.Б. Иссурин. – М.: ООО Изд-во «Спорт», 2017. – 364 с.