Влияние занятий спортивным ориентированием на умственную работоспособность бакалавров физической культуры

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Мельникова1
Кандидат педагогических наук, доцент Д.А. Мельников1
Магистрант Е.А. Захарова1
Магистрант В.А. Киселёв1
1Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

Цель исследования – научное обоснование повышения умственной работоспособности бакалавров физической культуры при занятиях спортивным ориентированием.
Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «ЧГИФК», г. Чайковский. В исследовании приняло участие 24 студента 2-4-го курсов: контрольная группа – 12 студентов направления подготовки «Физическая культура», профиля «спортивная тренировка», занимающихся лыжными гонками и биатлоном; экспериментальная группа – 12 студентов направления подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», занимающиеся спортивным туризмом. Оценка уровня развития памяти, внимания, мышления у студентов проводилась с помощью психологических тестов, разработанных автором научной работы. В ходе исследования были использованы методы: анализ научно-методической литературы, психологическое тестирование, метод экспертной оценки, математической статистики. Нами были рассмотрены научные труды следующих специалистов: М.Г. Сухановой, Л.В. Мельниковой, Ю.С. Воронова.
Результаты исследования и выводы. Психологическая подготовка обучающихся с помощью психологических тестов, направленных на развитие внимания, памяти, мышления, обеспечивает учебный и тренировочный процесс. Обучение элементам спортивного ориентирования по учебной дисциплине «Теория и методика физической рекреации» в институте способствовало улучшению показателей умственной работоспособности.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, умственная работоспособность студентов, чтение спортивной карты; психологическое тестирование; развитие памяти, внимания, мышления.

Литература

  1. Вихляев Ю.Н. Обучение спортивному ориентированию как компонент интеллектуального развития и оздоровления подростков / Ю.Н. Вихляев, Е.В. Доценко // Здоровье для всех. – 2013. – Вып.  2. – С. 34-38.
  2. Возисова М.А. Содержание профессиональной подготовки студентов профиля «спортивно-оздоровительный туризм» / М.А. Возисова, Д.А. Мельников, Л.В. Мельникова // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 4. – С. 21-23.
  3. Воронов Ю.С. Повышение эффективности обучения юных спортсменов-ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам на основе учета возрастной структуры соревновательной деятельности / Ю.С. Воронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 3. – С. 53-58.
  4. Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук. – 4-е изд.. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.
  5. Захарова Е.А. Совершенствование технико-тактических действий с использованием современных технологий в спортивном ориентировании / Е.А. Захарова, Л.В. Мельникова // Спорт и спортивная медицина: Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции 11-13  апреля 2019 г. (г. Чайковский) / под общ. ред. Т.В. Фендель. – Чайковский: Чайковский государственный институт физической культуры, 2019. – С. 89-93.
  6. Константинов Ю.С. Уроки ориентирования: учебно-метод. пособие / Ю.С. Константинов, О.Л. Глаголева. – М.: Советский спорт, 2015. – 328 с.
  7. Мельникова Л.В, Организационно-педагогические условия развития спортивного ориентирования как вида спорта для всех: монография / Л.В. Мельникова, В.В. Новокрещенов, Д.А. Мельников, – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2013. – С. 20-27.
  8. Суханова М.Г. Спортивное ориентирование как одно из средств воспитания физических и интеллектуальных способностей студентов: дис … канд. пед. наук / М.Г. Суханова. – М.,  2004. – 149 с.