Влияние занятий спортивным ориентированием на умственную работоспособность бакалавров физической культуры

Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Мельникова1
Кандидат педагогических наук, доцент Д.А. Мельников1
Магистрант Е.А. Захарова1
Магистрант В.А. Киселёв1
1Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

Цель исследования – научное обоснование повышения умственной работоспособности бакалавров физической культуры при занятиях спортивным ориентированием.
Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «ЧГИФК», г. Чайковский. В исследовании приняло участие 24 студента 2-4-го курсов: контрольная группа – 12 студентов направления подготовки «Физическая культура», профиля «спортивная тренировка», занимающихся лыжными гонками и биатлоном; экспериментальная группа – 12 студентов направления подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», занимающиеся спортивным туризмом. Оценка уровня развития памяти, внимания, мышления у студентов проводилась с помощью психологических тестов, разработанных автором научной работы. В ходе исследования были использованы методы: анализ научно-методической литературы, психологическое тестирование, метод экспертной оценки, математической статистики. Нами были рассмотрены научные труды следующих специалистов: М.Г. Сухановой, Л.В. Мельниковой, Ю.С. Воронова.
Результаты исследования и выводы. Психологическая подготовка обучающихся с помощью психологических тестов, направленных на развитие внимания, памяти, мышления, обеспечивает учебный и тренировочный процесс. Обучение элементам спортивного ориентирования по учебной дисциплине «Теория и методика физической рекреации» в институте способствовало улучшению показателей умственной работоспособности.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, умственная работоспособность студентов, чтение спортивной карты; психологическое тестирование; развитие памяти, внимания, мышления.

Литература

  1. Вихляев Ю.Н. Обучение спортивному ориентированию как компонент интеллектуального развития и оздоровления подростков / Ю.Н. Вихляев, Е.В. Доценко // Здоровье для всех. – 2013. – Вып.  2. – С. 34-38.
  2. Возисова М.А. Содержание профессиональной подготовки студентов профиля «спортивно-оздоровительный туризм» / М.А. Возисова, Д.А. Мельников, Л.В. Мельникова // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 4. – С. 21-23.
  3. Воронов Ю.С. Повышение эффективности обучения юных спортсменов-ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам на основе учета возрастной структуры соревновательной деятельности / Ю.С. Воронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 3. – С. 53-58.
  4. Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук. – 4-е изд.. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.
  5. Захарова Е.А. Совершенствование технико-тактических действий с использованием современных технологий в спортивном ориентировании / Е.А. Захарова, Л.В. Мельникова // Спорт и спортивная медицина: Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции 11-13  апреля 2019 г. (г. Чайковский) / под общ. ред. Т.В. Фендель. – Чайковский: Чайковский государственный институт физической культуры, 2019. – С. 89-93.
  6. Константинов Ю.С. Уроки ориентирования: учебно-метод. пособие / Ю.С. Константинов, О.Л. Глаголева. – М.: Советский спорт, 2015. – 328 с.
  7. Мельникова Л.В, Организационно-педагогические условия развития спортивного ориентирования как вида спорта для всех: монография / Л.В. Мельникова, В.В. Новокрещенов, Д.А. Мельников, – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2013. – С. 20-27.
  8. Суханова М.Г. Спортивное ориентирование как одно из средств воспитания физических и интеллектуальных способностей студентов: дис … канд. пед. наук / М.Г. Суханова. – М.,  2004. – 149 с.