Интеграция содержания профессионального физкультурного образования на разных уровнях обучения

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, профессор И.И. Готовцев1
Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Т.К. Колесова1
Доктор педагогических наук, профессор М.Д. Гуляев1
Кандидат педагогических наук Е.В. Коркин1
1Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)

Цель исследования – научно обосновать сквозное содержание профессионального физкультурного образования с четкой преемственностью структурирования учебного материала на разных уровнях обучения.
Методика и организация исследования. Анализировался состав дисциплин учебных планов разного уровня по блоку 1 высшего образования: всего 56 дисциплин; среднего профессионального образования: всего 23 дисциплины и 3 профессиональных модуля.
Результаты исследования и выводы. На каждом уровне предусмотрена дисциплина, завершающая образовательный цикл (не цикл дисциплин), т.е. все дисциплины логически завершаются «мегадисциплиной», которая формирует основные качества специалиста. В то же время на начальном уровне также существуют мегадисциплины нижнего уровня, предметная область которых расширяется и распадается на самостоятельные дисци-п­лины, исторически происходящие от ее основных разделов. Происходящие от мегадисциплины в профессиональном образовании завершаются мегадисциплиной высшего уровня. Таким образом, завершается полный образовательный цикл. Принцип преемственности – в интегрированном учебном плане сохраняются учебные дисциплины, предусмотренные стандартами уровней СПО, ВО и предполагается развитие их содержания на базе предыдущих уровней образования. Принцип непрерывности – отсутствие временных разрывов при изучении учебных дисциплин профессионального модуля и части формируемой участниками образовательных отношений. Практически все дисциплины изучаются непрерывно. Непрерывность в изучении учебных дисциплин создает эффект логической завершенности учебных предметов.

Ключевые слова: интеграция, профессиональное физкультурное образование, непрерывность, преемственность, учебный план, междисциплинарная связь.

Литература

  1. Готовцев И.И. Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников (на опыте детско-юношеской спортивной школы Республики Саха (Якутия)) / И.И. Готовцев. – М.: Компания Спутник+, 2006. – 135 с.
  2. Жебсаин В.В. Принципы интеграции образовательных программ при многоуровневой форме подготовки инженеров-программистов / В.В. Жебсаин // Проблемы и перспективы подготовки специалистов для промышленно-хозяйственного комплекса РС (Я): Тезисы докладов НПК. – Якутск, 2003. – С. 31- 36.
  3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 2765-р,
  4. Павельциг Г. Интеграция – дифференциация – прогресс / Г. Павельциг // Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс / под ред. М.А. Розова. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 184 с.