Программно-методическое обеспечение тренировочного процесса бильярдистов с нарушением слуха

Фотографии: 

ˑ: 

Аспирант А.И. Салмова1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова1
1Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань

Необходимость адаптации средств и методов спортивной подготовки с учетом психофизиологических особенностей спортсменов с нарушением слуха обусловила разработку методики спортивной тренировки бильярдистов, депривированных по слуху. Внедренными инновациями стали: авторская жестовая терминология, специальные упражнения для обучения техническим элементам в бильярде, средства оздоровительно-корригирующей направленности, ментальной тренировки, аэробные упражнения. Результативность применения методики аргументированно была доказана в организованном педагогическом эксперименте, что выражалось в наибольшем приросте всех исследуемых показателей у спортсменов экспериментальной группы по сравнению с участниками контрольной, занимающимися по традиционной методике для здоровых людей. Авторами выделены перспективные направления исследуемой темы, которые заключаются: в развитии и совершенствовании системы адаптивного бильярда, включении бильярдного спорта в стандарты спортивной подготовки для лиц с ОВЗ и инвалидностью; в дальнейшей разработке средств спортивной подготовки спортсменов с нарушением слуха в бильярдном спорте; в разработке новых методик обучения спортсменов с нарушением слуха в бильярдном спорте на учебно-тренировочном этапе (12-16 лет) на этапе спортивного совершенствования (17-20 лет), высшего спортивного мастерства (21-24 года).

Ключевые слова: спортсмены с нарушением слуха, бильярдный спорт, тренировка, методика, средства тренировки.

Литература

  1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Андреева; под науч. ред. Н.М. Назаровой, Т.Г.  Богдановой. – М.: Академия, 2005. – 576 с.
  2. Волчкова В.И. Бильярдный спорт в системе образования / В.И. Волчкова, А.И. Салмова, А.Н. Гарипова, Л.А. Парфенова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56-4. – С. 56-62.
  3. Салмова А.И. Роль интеллектуальных видов спорта в социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья / А.И. Салмова, Л.А. Парфенова // Сборник материалов «Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма». – Казань: ПГАФКСиТ, 2016. – С. 223-226.
  4. Таштариан М. Совершенствование технической подготовки слабослышащих бадминтонистов 8-10 лет с помощью технологии «Кинект» / М. Таштариан, Г.В. Барчукова, Е.Е. Жигун // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 7. – С. 34-37.
  5. Тимошина И.Н. Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство средствами физкультурно-спортивной деятельности / И.Н. Тимошина, Л.А. Парфенова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2014. – № 9. – Т. 3. – С. 110-113.