Проблема понятийно-терминологического обеспечения разработки концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура»

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.П. Лукьяненко
Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

Цель исследования – провести теоретико-методологический анализ причин неудовлетворительного состояния процесса разработки концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях России.
Методика и организация исследования. Проведен теоретический анализ документальных источников.
Результаты исследования и выводы. Основное внимание уделено понятийно-терминологической проблематике в контексте её рассмотрения с общенаучных и общедидактичеких позиций. Показаны причины, препятствующие разработке действенной концепции, обусловленные наличием серьёзных ошибок понятийно-терминологического характера, недостаточно корректным использованием и трактовкой ряда базовых понятий сферы физической культуры, их взаимосвязи и соотношения, что в документах такого рода недопустимо.

Ключевые слова: физическая культура, концепция, модернизация, определение понятий, методологические основания, учебный предмет, учебный процесс, общее образование.

Литература

  1. Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (Очерки социал. и культ. антропологии) / И.М. Быховская; Рос. гос. акад. физ. культуры. – М.: Физкультура, образование и наука, 1997. – 209 с.
  2. Визитей Н.Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений / Н.Н. Визитей. – М.: Советский спорт, 2009. – 182 с.
  3. Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека: автореф. дис. ... докт. филос. наук / В.Н. Келасьев . – Л., 1991. – 32 с.
  4. Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Утверждена протоколом заседания коллегии Министерства просвещения РФ от 24 декабря 2018 г. № ПК-1вн.
  5. Концепция модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Российской Федерации (проект). – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.predmetconcept.ru/public/f48/download/4_3_Proekt_nauchno-obos... (– 101 с.) – URL: http://bcro.edusite.ru/DswMedia/koncepciyapofizkul-ture.pdf ( – 8 с.); – URL: http://academyviner.com/d/575895/d/kontseptsiya_modernizatsii_predmeta_f... (– 11 с.); – URL: https://www.kriro.ru/upload/docs/Концепция%20%20по%20предмету%20физкультура.pdf (– 21 с.).
  6. Лукьяненко В.П. Терминологическое обеспечение развития физической культуры в современном обществе: монография / В.П.  Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2008. – 168 с.
  7. Лукьяненко В.П. Сущность понятия и основное предназначение учебного предмета «Физическая культура». Пути решения проблемы / В.П. Лукьяненко // Физическая культура в школе. – 2014. – № 6. – С. 9-14.
  8. Лукьяненко В.П. Концепция реформирования учебной работы по физической культуре в школе: монография / В.П. Лукьяненко. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 128 с.
  9. Никитюк Б.А. Интеграция знаний в науках о человеке (Соврем. интегратив. антропология) / Б.А. Никитюк. – М.: СпортАкадемПресс, 2000. – 439 с.
  10. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: дис ... докт. пед. наук / Ю.М. Николаев – СПб., 1998. – 351 с.
  11. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 29.07.2018). Статья 2, п. 26, с. 6.