Адаптационная модель организации двигательной активности обучающихся

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Кадуцкая1
Доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Волошина1
Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Кондаков1
Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Ирхин1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

Цель исследования – научное обоснование адаптационной модели организации двигательной активности обучающихся на основе анализа отечественных и зарубежных исследований.
Методика и организация исследования. Основываясь на адаптационном подходе, осуществлялось моделирование процесса оптимизации двигательной активности обучающихся.
Результаты исследования и выводы. Методологическую основу модели составили адаптационный, системный, деятельностный, личностно ориентированный, аксиологический и дифференцированный подходы. Структура представленной модели включала в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный и результативный. В качестве ведущих форм деятельности выступили такие, как мониторинг двигательной активности обучающихся, анализ и прогнозирование результатов, консультации участников образовательного процесса, коррекция деятельности и условий, которые определяют как процессуальное, так и содержательное обеспечение двигательной активности.

Ключевые слова: двигательная активность, обучающиеся, адаптация, адаптационный подход, моделирование.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека [Текст] / В.К. Бальсевич. – М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2000. – 275 с.
  2. Виленская Т.Е. Объективные риски процесса физического воспитания и педагогические способы их минимизации: на примере процесса физического воспитания младших школьников [Текст]: дис. … докт. пед. наук / Т.Е. Виленская. – Краснодар, 2012. – 574 с.
  3. Волошина Л.Н. Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольных учреждений: методология, теория, практика [Текст]: дис. … докт. пед. наук / Л.Н. Волошина. – Екатеринбург, 2006. – 434 с.
  4. Данилейко М.С. Адаптация детей к школьным условиям средствами физической рекреации [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.С. Данилейко. – СПб., 2008. – 27 с.
  5. Комков А.Г. Социологические основы здорового образа жизни и физической активности школьников [Текст] / А.Г. Комков, Л.И.  Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 1. – С. – 40-46.
  6. Криволапчук И.А. Оптимизация функционального состояния детей и подростков в процессе физического воспитания [Текст]: монография / И.А. Криволапчук. – Гродно, 2007. – 606 с.
  7. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта [Текст] / С.Д. Неверкович. – М.: Академия, 2010. – 336 с.
  8. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. … докт. пед. наук / Ю.К. Чернышенко. – Краснодар, 1998. – 50 с.