Качество здоровьесберегающей образовательной среды: уровни сформированности, показатели и критерии оценки

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент В.Е. Цибульникова1
А.А. Хоптинская1
1Московский педагогический государственный университет, Москва

Цель исследования – обосновать и охарактеризовать уровни сформированности здоровьесберегающей образовательной среды, установить показатели и критерии оценки ее качества.
Методика и организация исследования: проведены контент-анализ содержания здоровьесберегающей образовательной среды, диагностика уровней ее сформированности по критерию «здоровьесберегающая» и мониторинг качества. Определены 14 универсальных показателей и соответствующие им критерии качества здоровьесберегающей образовательной среды. Теоретически обоснованы, описаны и раскрыты компоненты уровней сформированности здоровьесберегающей образовательной среды.
Результаты исследования и выводы. Выявлено, что высокий уровень сформированности здоровьесберегающей образовательной среды определяется: оптимальными санитарно-гигиеническими условиями обучения; регулярной диспансеризацией, своевременным контролем за состоянием здоровья обучающихся и мониторингом здоровья и т.п. Средний уровень сформированности исследуемой среды характеризуется: удовлетворительными санитарно-гигиеническими условиями обучения; проведением диспансеризации 1-3 раза за весь период обучения, частичным контролем за состоянием здоровья обучающихся и мониторингом здоровья; не всегда рациональной организацией образовательного процесса и чаще всего интенсивным режимом учебной нагрузки. Низкий уровень сформированности исследуемой среды свидетельствует о том, что данная среда не сформирована и не соответствует критерию «здоровьесберегающая».

Ключевые слова: качество здоровьесберегающей образовательной среды; уровни сформированности, показатели и критерии качества здоровьесберегающей образовательной среды.

Литература

  1. Агзамов Р.Р. Формирование готовности будущего учителя к здоровьесберегающей деятельности младшего школьника / Р.Р.  Агзамов, А.Г. Маджуга // Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: матер. ежегодной Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2017. – С. 24-30.
  2. Айзман Р.И. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе / Р.И. Айзман, Э.М. Казин, А.И. Федоров, А.C. Шинкаренко // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1 (17). – С. 9-15.
  3. Алисов Е.А. Педагогическое проектирование экологически безопасной образовательной среды: дис. ... докт. пед. наук / Е.А. Алисов. – Курск, 2011. – 405 с.
  4. Безруких М.М. Здоровьесберегающая образовательная среда и факторы, препятствующие ее созданию / М.М. Безруких // Человек и образование. – 2012. – № 2 (31). – С. 10-16.
  5. Гаркуша Н.С. Воспитание культуры здоровья современных школьников: проблемы и пути их решения: монография / Н.С. Гаркуша. – Челябинск: Центр науч. сотрудничества, 2012. – 187 с.
  6. Малярчук Н.Н. Ценность профессионального здоровья преподавателя как составляющая корпоративной культуры вуза / Н.Н.  Малярчук, Е.Н. Цыбикова // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. – 2015. – № 2 (102). – С. 62-65.
  7. Тихомирова Л.Ф. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании / Л.Ф. Тихомирова, Т.В. Макеева // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 3. – С. 82-85.
  8. Третьякова Н. В. Здоровье как ценность, ориентир и результат деятельности обучающихся: педагогическая модель / Н.В. Третьякова, Т.Н. Ле-ван // Вестник Института образования человека. – 2015. – № 2. – С. 1-23.
  9. Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе / под ред. В.А. Ясвина, С.А. Беловой. – М.: Смысл, 2009. – 302 с.