Технико-тактическая подготовка борцов-хапсагаистов на начальном этапе тренировочного процесса

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук Н.В. Никифоров1
Доктор педагогических наук, профессор С.Н. Никитин2
Соискатель А.Г. Дьячковский1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск
2Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Предлагается методика технико-тактической подготовки на начальном этапе с учетом обоснованной последовательности обучения приемам на основе систематизации техники приемов, сочетания повторного и переменного выполнения двигательного действия и рациональной последовательности обучения приемам борьбы хапсагай. Методологической основой разработки методики выбрана такая технология управления двигательными действиями, при которой действие повторяется как можно меньшее количество раз из однообразных положений и по элементам, добиваясь лишь выполнения рациональной структуры и не автоматизируя ее до навыка. Для поверки предлагаемой методики тренировочного процесса хапсагаистов на начальном этапе в течение учебного года осуществлялся педагогический эксперимент со студентами 1-го курса Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Для оценки технико-тактической подготовленности в борьбе хапсагай использовались показатели: активность, разносторонность, эффективность, вариативность, комбинационность. В методике сочетания методов повторного и переменного выполнения двигательного действия выделяется восемь периодов по 9 занятий, когда этот прием необходимо совершенствовать в режиме «обучения» в стандартных (стабильных) внешних условиях и режиме «изменяющихся» вариативных условий (метод изменения условий схватки). Переход к вероятностным условиям поединка осуществляется не сразу после овладения до состояния «привычности» (автоматизированности), а через создание дополнительных сбивающих воздействий

Ключевые слова: спортивная борьба, техника и тактика борьбы, тренировочный процесс, методика, исследование.

Литература

  1. Колодезников К.С. Педагогические условия профессионального самосовершенствования будущих бакалавров физической культуры в вузе / К.С. Колодезников // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 12. – С. 18-20.
  2. Колодезникова М.Г. Профессиональное самоопределение будущих специалистов по физической культуре и спорту на этапе обучения в вузе / М.Г. Колодезникова // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 10. – С. 14-17.
  3. Никитин С.Н. Тактико-техническая подготовка борцов на основе целенаправленного развития ловкости / С.Н. Никитин // Становление и совершенствование технико-тактического мастерства в спортивной борьбе: Сборник научных трудов. – Омск: ОГИФК, 1989. – С. 92-96.
  4. Никифоров Н.В. Технико-тактическая подготовка борцов-хапсагаистов на начальном этапе с учетом систематизации техники приемов: дис. … канд. пед. наук / Н.В. Никифоров. – СПб., 2016. – 187 с.